Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[07/06/2006] Елена спрашивает:
Батюшка, прошу у Вас духовного совета. Мне очень трудно сдерживать себя, когда я сталкиваюсь с искажениями учения Церкви или с суевериями. Все закипает, когда вижу, например, фигурки китайских божков на одной полке с иконами, или когда слышу как какая-нибудь старушка учит новую прихожанку, что Богородицу нужно почитать выше Троицы, или когда от меня требуют толкования снов или консультаций по поводу порчи (а как же - в храме работаю, должна знать!)... Я не знаю, как мне поступать в таких случаях: говорить спокойно я не могу, нужные слова в нужный момент не находятся, убедить я практически никого не в состоянии, зато потом я снова и снова мысленно возвращаюсь к спору, голова часто забита невысказанными аргументами, чувства в смятении... В конечном итоге мое стремление установить истину переходит в осуждение. Выматывает все это страшно. Может, мне вообще перестать обращать внимание на то, что делают и говорят окружающие, а заниматься исключительно своей внутренней жизнью? Но с другой стороны, они же потом скажут: вот, моя знакомая в церкви работает - видела, слышала, а ничего не сказала, значит, все правильно делаю!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Елена! Замечания о храмовом благочестии вы можете, а в некоторых случаях, - должны давать, только без раздражения и в духе любви, как говорят с детьми. Мне кажется, что ваша ошибка была в том, что вы начинали говорить в состоянии нервного напряжения, не успокоив прежде себя, и поэтому вам трудно было подыскать подходящие слова. Нужно спокойно и доброжелательно объяснить человеку его неправильность. Необходимо прежде, чем вступать в беседу, внутренне помолиться Богу о том, чтобы Он вразумил вас, а собеседнику открыл бы душу для ваших слов. Человека исправляет благодать больше чем доводы; но хорошо, когда одно сочетается с другим. Один старец в таких случаях молился так: «Господи, Сам живи во мне, Сам говори, Сам действуй». Помоги вам, Господи.
|