Вопросы и ответы: Общие вопросы
[06/06/2006] Андрей спрашивает:
Отец Рафаил! Некоторое время назад я задовал вам вопрос о Достоевском на который получил ответ.
В Вашем ответе на нашел дополительные вопросы для себя.
Святые отцы называли Достоевского "cыном покаяния"вы пишите что он становился в притворе храма и не смог зайти внутрь святилища.Что вы имеете виду?
На мой взгяд в «Легенде о великом инквизиторе» Достоевский пророчески предвидел приход тоталитарных режимов в Европе и антирелигозную инквизицию.По духу «Легенда о великом инквизиторе»больше подходит к кинге "Бесы".Мне кажется что Достоевский был прав располагалая человека к борьбе т.к жизнь каждого человека представлает собой борьбу с демонами.Это прекрастно засвидетелствали святые своей жизню при чем отнудь не только подвижники но и святители, безсеребники и т.д
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! Святые отцы не называли Достоевского «сыном покаяния». Преподобный Амвросий после беседы сказал о нем: «Этот – кающийся», противопоставив его Владимиру Соловьеву, который решил поучать старца. Вы спрашиваете, почему я считаю, что Достоевский остался в притворе храма? Я говорю о нем не как о человеческой личности, - Судья которого Бог, - а как о писателе, который не смог дать образ истинного подвижника, а подменил его какой-то мистикой Матушки-Земли, и довольно бесцветным резонерством. Но это не исключает огромного значения Достоевского в его борьбе с атеизмом и с идеологией революции. Ленин назвал роман Достоевского «Бесы» «наисквернейшим произведением наисквернейшего Достоевского», что является высокой похвалой. Разумеется, Легенду о великом инквизиторе каждый может воспринимать по-своему. Насчет генетической связи либеральной демократии и тоталитарными режимами вы можете прочитать в книге Платона «Государство», так как история во многом повторяется.
|