Вопросы и ответы: Общие вопросы
[04/06/2006] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
Книга «Беседа о молитве. Как сохранить душевный мир и живую молитву в условиях современной жизни. Из бесед с кавказским пустынником». Автор – монах Константин, подвизается более 30 лет, его духовные руководители – схиархимандрит Серафим (Романцов) и схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Меня смущает:
1. Утверждение, что «несмотря на то, что мы пропитываемся злом все больше, Господь умножает свою благодать». Приводятся слова из молитвы Симеона Метафраста: «Идеже преумножится грех, преизобилует благодать Твоя».
2. Совет, как научится послушанию и исполнению воли Божьей: сначала отсекать свою волю перед ближним, потом – перед голосом своей совести, затем – «навыкать исполнять требования голоса Ангела Хранителя, после этого «он сможет воспринимать голос ДухаСвятого».
3. Совет о «расширенном восприятии» молитвы. Такое восприятие прорабатывается заранее. Автор оговаривает, что оно не является толкованием, оно – вспомогательное средство для чтения псалмов и молитв (ради нашей немощи)». Пример: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь – дополняя мысленно «и оживи душу мою, ибо только Духом Святым всяка душа живится».
Благодарю Вас! Дай Вам Бог здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! Монаха Константина я лично не знаю. 1. Эти слова указывают на то, что Господь пришел на землю в то время, когда человечество погибало в грехе и зле; когда стало понятным, что человеческими силами прекратить этот поток зла не возможно. Уже в античности были созданы основные философские системы, испробованы различные политические государственные реформы, написаны книги, отличающиеся высокой моралью, например, Эпиктет, Цицерон, Сенека, но человечество от этого не стало лучше. Рождение Христа в полночь символически знаменует явление божественного света во тьме человеческих заблуждений. Что касается Симеона Метафраста, то они означают, что чем больше перед человечком открываются его грехи (видение грехов – это дар Божий), - тем более возможно благодати исцелить и очистить его душу. Это открытие человека глубин и пропастей в собственной душе, вызывает горячее покаяние. Поэтому святые плакали всю жизнь. 2. Я не могу понять, как отличить голос ангела-хранителя от голоса Духа Святого, так как не пережил этого в своем опыте. 3. Феофан Затворник советует размышлять над словами молитвы, вникать в их смысл, но не в процессе самой молитвы, а отдельно. Опасно заниматься сочинительством своих молитв, или переделыванием церковных молитв. Но обращаться к Богу с непосредственной просьбой, изливать перед ним насущное состояние своей души и свои потребности – никому незапрещенно, но это не сочинение молитв, а непосредственная беседа, похожая на беседу ребенка со своим отцом. Помоги вам, Господи.
|