Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[31/05/2006] Akaki Kituashvili спрашивает:
благословите отец, меня очень интересует взгляд православий церкви к философии, я вам буду очень благодарен, если вы мне укажите, где можно прочитать про этот вопрос. И еще один вопрос, можно ли сказать, что философия подготовила Римский народ к принятию Христа, как Ветхий Завет Евреев. Заранее вам благодарен за ваш ответ. C уважением Акаки китуашвили.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Акакий! Религия и философия – две различных формы познания. Философия имеет ограниченное значение в вопросах мировоззрения, так как духовный мир сверхлогичен, а орудие философии – логика. Однако философия в умелых руках может исполнить роль служанки теологии, в том значении, что уточняет и дифференцирует семантику слова. Философия всегда была достоянием узкого элитарного круга, поэтому не могла подготовить римский народ к приятию Христа. А Ветхий Завет имел самое широкое распространение среди еврейского народа; его изучали почти в каждой семье. Неправильное мнение Климента Александрийского о том, что античные философы были пророками для языческого мира, никогда не принимала Церковь. Вершиной античной философии, и то не римской, а греческой, в лице Платона и Аристотеля, было учение о Едином Начале, как причине мироздания. Духовной пищей римского народа того времени была не философия, а мифология, при том демонического характера, о чем свидетельствуют раннехристианские апологеты. Насчет литературы о философии могу посоветовать вам «Философские главы» преподобного Иоанна Дамаскина.
Помоги вам, Господи.
|