Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[26/05/2006] р.Б. Вадим спрашивает:
Благославите батюшка!Епископ Иларион (Алфеев)в своей книге "Вы-свет мира" пишет:"Сегодня существует мнение о том, что прощаются якобы те грехи,которые человек называет на исповеди, а остальные тянутся за грешником, словно шлейф, от одной исповеди к другой.Некоторые священники даже стали в разрешительной молитве вместо "прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих",говорить "прощаю и разрешаю ты от всех исповеданных грехов твоих".После такой разрешительной молитвы у человека не возникает чувства примерения с Богом, потому, что ему внушается будто с Богом вообще невозможно примириться, будто Бог накапливает "компромат" на человека... Далее Владыка пишет, что если человек не утаивает сознательно греха, если исповедь искренна то ему прощаються все грехи, и те которые он назвал и те которые забыл и те которые он в себе не замечает. В Московской духовной семинарии один семинарист возразил на это и полгода работал в библиотеке, а потом сказал, что был неправ: прощаются все грехи.
Но мнение о том, что прощаются грехи только названные на исповеди существует. Если Святые Отцы нигде об этом не говорят, то на чём основано такое понимание исповеди? Спаси Вас Господи!Прошу Ваших молитв!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вадим! Человек должен идти на исповедь с готовностью сказать о всех своих грехах, с намерением не повторять их. Грехи не прощаются, если человек умышленно скрыл их, сказал недостаточно ясно для духовника, или старался оправдать себя. Вспомнить и сказать о всех грехах – физически невозможно. Существует древнее предание, что те грехи, которые не исповеданы по забвению, прощаются во время таинства елеосвящения. Но если человек вспомнил их, то должен исповедоваться. Надо помнить слова Псалтири: «Даст ти, Господь, по сердцу твоему». Помоги вам, Господи.
|