Вопросы и ответы: Общие вопросы
[24/05/2006] р.Б. Вадим спрашивает:
Благословите Батюшка! В одном из своих ответов о. Андрею Кураеву вы пишете что он обладает приятным юмором.Согласен с Вами. А как Святые Отцы относились к юмору и вообще добро это или зло?В шутках и смехотворстве мы каемся, но если со смехотворством понятно, то по поводу шуток есть неуверенность. Во всех ли шутках нужно каяться? Гдето слышал или читал (источник православный), что Господь, находясь на земле, никогда не улыбался.
Пожалуйста, вразумите по данному вопросу а также если можно о происхождении слова "сатира". Спаси Вас Господи! Прошу Ваших молитв!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Вадим! В некоторых случаях святые отцы в своей полемике осторожно употребляли юмор, как метод наглядного доказательства ошибку своих противников. Такой, вовсе не смешливый юмор, как доказательство от противного, вы можете встретить в творениях святого Григория Богослова («Слово на Крещение») и святого Григория Паламы («Триады»). В форму шуток облекали свои слова и поступки юродивые, а также юродствующие старцы, скрывая под этим обличения или предсказания. Форма шуток была для них маской, под которой они скрывали от мира дарования Духа Святаго, а иногда средством говорить правду в лицо тиранам. Что же касается шуток в обыденной жизни, то употреблять их допустимо только изредка, например, в беседе с человеком, впадающем в уныние. По мысли Григория Богослова в такой шутке должно быть нечто наивное и детское. Что касается слова «сатира», то его происхождение не вполне ясно. Обычно его ассоциируют с сатирами – безобразными, наглыми и похотливыми спутниками Дионисия. Они изображались в виде полулюдей полуживотных и напоминали демонов. Сатировская драма это пьеса на мифологический сюжет, в котором содержатся элементы юмористики и комедийности. Но существует другое мнение: что слово «сатира» на старолатинском языке означала смесь, буквально «блюдо, с различнымияствами». Так назвал свой стихотворный сборник Энний – древний римский поэт. Помоги вам, Господи.
|