Вопросы и ответы: О толковании Священного Писания
[24/03/2005] Владимир спрашивает:
Прошу меня извинить, все ли верно сказано в приведенном ниже отрывке из книги протоиерея Александра Сорокина «Введение в Священное Писание Ветхого Завета»? «Но есть и важное различие богочеловечества Иисуса Христа и богочеловечества Библии. Иисус Христос есть единая Личность, и, будучи совершенным Богом, Он есть и совершенный человек. Священное же Писание было написано, во-первых, разными людьми в разное время, в разных обстоятельствах и, во-вторых, людьми, которые были несовершенными, как всякий человек, не чужды греха. Конкретные люди воспринимали от Бога то, что мы читаем в Библии, – воспринимали так, как каждый из них мог воспринять в силу своих способностей и возможностей. Поэтому в Библии рядом с божественной стороной, сияющей своим совершенством, стоит и человеческая сторона – не только в своем богоподобии и способности к диалогу с Богом, но и со своими падениями, несовершенствами и пороками. Библия полна ярчайших примеров человеческой слабости и греха» (стр. 18,19). (Необходимо учитывать, что речь в данном случае идет не о человеческих падениях, несовершенствах и пороках, а о недостатках библейского текста, по словам автора, полного человеческой слабости и греха, и которому пресущи падения, несовершенства и пороки. При этом не приводится ни один из «ярчайших примеров человеческой слабости и греха» текста Священного Писания. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.» (2-е Петра 1:21).
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Владимир! В Символе Веры содержится незыблемое учение Церкви о том, что Дух Святой говорил через пророков. Поэтому рационалистические теории об ошибках Библии призваны заменить веру в слово Божие, как в высшую истину, в полуверие и колеблющуюся неопределенность. Под видом человеческой ошибки можно исказить или списать любое изречение Библии по желанию ее интерпретаторов, а вернее, профанаторов. Пророки были люди с человеческими слабостями, но записывали слово Божие в состоянии богодухновенности. Так что, в высшем смысле, автором Библии является Сам Дух Святой. Что же касается цитируемого вами автора, то через него говорит другой дух – дух времени.
|