Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[16/05/2006] Георгий спрашивает:
Христос Воскресе! Ваше отношение к словам Святителя Филарета (Дроздова): "Возлюби врага своего, - личного. Бей врага Отечества. Ненавидь врага Веры." Сейчас многие (напр. прот. Димитрий Смирнов) говорят о том, что, якобы, в наше время эти слова не актуальны, - любить, якобы, надо всех. А то, что Святые Благоверные Князья сражались с мечом в руках за Веру и Отечество, так это, якобы, от "недостатка веры, достаточно было помолиться". И, якобы, "Христос этому не учил, так как в Евангелии этого нет". А мнение Святых Отцов, - это, якобы, "их частное мнение".
Архимандрит Рафаил отвечает:
Воистину Воскрес Христос!
Георгий! Слово "ненависть" в Священном Писании и у Отцов содержит в себе неодинаковый смысл. Господь в Нагорной проповеди запрещал ненавидеть врагов, а в другом месте Евангелия говорит о ненависти к отцу, матери и близким людям, которых, казалось бы, надо больше всех любить. В первом случае мысль такова: всякий человек наш ближний, эмоционально ненавидеть надо грех, а также диавола, который потерял образ Божий и стал источником греха. Во втором случае говорится о святой ненависти, а именно, если самые близкие люди мешают нам приблизиться к Богу, то тем самым они становятся врагами нашего спасения, при их родственной любви к нам. И, поэтому, ради Господа, когда необходимо, надо преодолеть даже сильную родственную привязанность. Что же касается заповеди о любви к врагам, то это вовсе не значит несопротивление им, капитуляцию и т.д., которые являются признаком малодушия, а вовсе не любви. Воин-христианин сражается с врагами по своему долгу. Если даже на место врага окажется его родной брат, то он должен действовать в соответствии присяги. Не ненависть к врагу, как чувство, охватившее душу, а любовь к родине является стимулом для христианина в войне. Приведу такой пример: можно бороться с разливающимся потоком, но без ненависти к реке, можно заливать загоревшийся огонь, но без злобы к нему, а чтобы прекратить их пагубное действие. Ведь Господь может одинаково карать нас, как через людей, так и через явление природы. Поэтому, мне кажется, здесь можно примирить слова Святителя Филарета, подвиг святого Александра Невского и замечание протоиерея Димитирия, что всех надо любить, а я добавлю, если велит христианский долг, то надо любить и бить.
|