Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[23/03/2005] Елена спрашивает:
Как я рада, что у меня есть возможность поговорить с отцом Архимандритом! Я очень благодарна всем, кто потрудился для того, чтобы у меня, у нас у всех, кто ТАК нуждается в совете, была такая возможность... Я прочитала много Ваших книг. Все, что я могла купить, скачать из интернета и распечатать, все это лежит сейчас на моих полках, как самое дорогое сокровище. Я боюсь показаться чересчур "чувствительной", однако, поверьте, - мной движет одна благодарность, просто она - ОЧЕНЬ глубокая. Итак, мой вопрос: Я вот уже 3 года живу в Польше. Так сложилось. Мой муж был приглашен в качестве профессора в кракоковскую горную академию, положение же с наукой на Украине - известное и мы - переехали... Сразу нами был найден в Кракове приход польской православной церкви и... все поначалу обстояло благополучно... По мере времени, я стала сталкиваться со следующими проблемами, которые в результате отнимают у меня покой. Постараюсь быть лаконичной: 1. Здесь в Польше уже много лет за добрую традицию считается проведение в первую неделю после Рождества экуменических богослужений. Выглядит это так: приглашаются католики, протестанты - миряне и монахи, ксендзы и пресвитеры. Литургию проводит наш Батюшка, он резко переходит на польский язык (не везде, правда, ектиньи, например, провозглашаются по-польски, отвечает хор католических монахинь, поочередно с нами). В алтарь, милостью Божьей, никто не заходит, "не помогает" Батюшке, но... после Литургии служат совместный молебен, все священство выстраивается вряд перед алтарем и начинается... кому они служат? кому молятся и чего ждут от своих "молитв" - я не знаю! Я испытываю муку. Мы уже не ходим на эти "богослужения", но всякий раз, когда приближается экуменическая неделя, мне становится очень тягостно! За всех: за Батюшку; за прихожан, которые не отдают себе отчета и идут, послушно ведомые пастырем (куда?); за мою дочь, которой надо объяснять, что Батюшка может быть неправ... а ведь он ее исповедует, учит, мое сердце не на месте. Да и само положение: сеять ли сомнение в сердце моей дочери, или делать вид, что ничего не происходит? Я читаю ей Ваши книги, это мне очень помогает - Вы очень убедительны в них. 2. Теперь так, еще одна моя мука. За КАЖДОЙ Литургией, уже не раз в год, во время пения Херувимской, когда священник с выходит с Чашей, как известно, и поминает всех молитвой Разбойника. А ведь это уже литурия верных. Так вот нашим Батюшкой делается такая небольшая вставка в канонический Златоустовский текст: ...архипастырей, пастырей, весь монашеский и священнический чин... вас, православных христиан, и.... ВСЕХ христиан... да помянет Господь Бог во царствии Своем... Это-то поминание всех христиан наряду с православными меня бесконечно смущает! Кстати, поминание всех христиан идет еще и за панихидами постоянно, есть практика церковной молитвы за живых и усопших инославных... Я вижу в этом святотатство. Поверьте! Я хочу оказаться неправой, хочу ошибаться! Пусть это будет страшный грех моей гордыни, - во всех этих случаях я знаю, что с этим делать, как с этим бороться, но... если я права - для меня это почти катастрофа: разрушается возможность церковно жить, осознанно причащаться, понимать, что ты делаешь, когда приходишь в храм, с Кем или с кем там встречаешься... Дочка, ее духовная жизнь... Что делать? Мне кажется, я внутренне готова причащаться каждое воскресенье, но я не могу... Я ездила в Почаев с этой своей проблемой, я монаху, как Вам сейчас, рассказала о своих смущениях. Не скрою, он был поражен, он просто не смог сразу мне ответить, лишь позже, когда я говорила уже о другом, он неожиданно прервал меня, обнаруживая тем, что не переставал думать об этом, он прервал меня и сказал: знаете, не причащайтесь там, найдите себе другой приход, где так не говорят. Я пообещала, я тогда еще не знала, что найти такой приход - дело в Польше нелегкое, я стала ездить. Конечно, была я не везде, в Крынице была, русины слывут ортодоксами - увы! Там эта фраза тоже присутствует, я была на архиепископской службе и архиепископ повторяет то же. Я еще буду ездить, но... видите ли даже, если я найду, а одного Батюшку я все же нашла, он из Радома, учился в Смоленске, поляк из польской православной семьи, но, сможем ли мы всей семьей ездить каждую субботу и воскресенье в Радом???? Мы живем скромно, дорога неблизкая и недешевая, к тому же все: и муж, и я, и дочь много работают, устают, нуждаются хоть в коротком отдыхе... К тому же мы во многом привязаны все же к нашему приходу, люди, работа при храме, к тому же мы все поем в хоре, я читаю даже иногда... Такая мука, помогите! посоветуйте, может я действительно неправа??? Еще раз низкий наш поклон всем тем, кто потрудился над этим сайтом и сделал возможным такой контакт. Я уверена, что Господь их не оставит, как, впрочем, и меня, такую грешную. Заранее Вам благодарна, отец Архимандрит, и желаю Вам крепкого здоровья на многие годы.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемая Елена!
Сразу же хочу оговориться, что ваш вопрос является для меня "болевой точкой".
Экуменическая молитва, в каких бы формах она не велась, влечёт за собой нарушение соборных правил, то есть вызов праославной канонике. Мы можем молиться о возвращении инославных в Православие, но при догматическом различии молитвенное общение - будет ложным. Вообще, я считаю, что только при протестантском понимании Церкви, как человеческой общины, она может входить в союзы, подписывать соглашения, участвовать в ассамблеях, составлять договоры и т.д. Но в православном сознании Церковь, как Тело Христа Спасителя, не может стать членом более широкой, чем она,организации, так как таковой не существует. Далее, членство предполагает равенство участников, а равенство Церкви, как единственной носительницы истины, и еретических общин, отвергающих Церковь и её учение,- не возможно.Церковь, войдя в союз, уже мыслится как одна из его органических частей. При этом теряется главная , уникальная задача Церкви, - быть хранительницей благодати, которая преобразует мир.
Церковь едина, поэтому само название "Союз церквей" противоречит Символу Веры. Если же принять теорию о "множественности церквей", объеденных в союз, то Символ Веры надо будет изменить или подвергнуть схоластическому токованию. Если мы верим,что учение Православной Церкви - истинно, а остальных конфессий - ложно или деформированно, то какой может быть союз между духовной истиной и её искажением? Мне кажется, что в экуменическое движение вступили определенные лица, но Церковь никуда не вступала, не могла и не может вступить, а осталась тождественной себе самой - единой и единственной.
Иерархия Церки, в сакральном плане, является проводником благодати (что осбенно проявляется в её литургическом служении), и в каноническом отношении представляет Церковь как организацию. Но Церковь, кроме организации, является живым организмом, неразрывно связанным с Небесной Церковью. А эту Небесно-земную Церковь, в её неразрывном мистическом единстве ни одно лицо или лица, кроме Христа, не могут представлять. Поэтому вступление в экуменизм определённых и конкретных лиц, в том числе иерархов, вовсе не влечёт за собой членства всего единогоТела Христова -Церкви. За всё свое существование Церковь, как ветхозаветная, так и новозаветная, не вступала ни в какие объединения. Даже между Церковью и православным правительством не было союза, а в лучшем случае,- относительная согласованность действий иерархов и светской власти, которая называлсь симфонией. По моему мнению, Единая Церковь Христова, в которую входит Автокефальная Польская Церковь, на самом деле, не состоит ни в каком союзе и ни в каком движении. Она выше этих понятий и не вмещается в них.
Православная Церковь существует и раскрывается в истории, но, в тоже время, она стоит над историейю Церковь это прежде всего встреча вечного с временным, безконечного с конечным, благодати Божьей - с Его творением.
Каноника Церкви нарушалась и нарушается, но экуменизм со своими общими молениями есть нечто большее,- это узаконение самих нарушений. Конечно, легче было бы ответить на ваш вопрос категорически, но более легкое не всегда оказывается лучшим, и ответить одозначно- это, по сути дела, упростить, я дерзну сказать, профанировать сложный и крайне ответственный вопрос.
Не надо закрывать глаза на опасность, но в тоже время надо сохранять объективность. Здесь мы можем опереться на два фактора:1) Благодать в настоящее время существует и действует в Церкви; 2) Господь обещал сохранить Церковь, с её дарами, до второго пришествия.
Будем надеяться, что экуменизм это печальный эпизод в церковной истории, и со временем он будет выброшен из Церкви, как все инородное, попавшее в живой оганизм.Нам необходимо помнить, что Церковь, прежде всего, это невидимая сила и поэтому надо искать в ней то, чего нет за её границами, - благодати, спасающей и преображающей человека и мир.
Далеко не вся иерархия и не все священнослужители сочувствуют экуменизму,как хотелось бы представить это либералам. И такие силы смогут закрыть пробоины в корабле Церкви, нанесенные подводными камнями экуменизма. Ложная идея должна обнаружить, рано или поздно, свое подлинное лицо или, другими словами, свою изнанку. Причиной вхождения в экуменизм Православных Поместных Церквей было насилие в 60-ые годы, в пик хрущевских гонений. Церковь, а вернее церковных иерархов ввели в экуменизм, который был отвергнут ими же на Всеправославном совещании несколькими годами раньше (в 1948г.) за подписями представителей Поместных Церквей.Неужели такой гонитель Церкви, как Хрущев, публично издевавшийся над христианством и закрывший 2/3 храмов в бывшем Союзе,мог желать для Церкви что либо, кроме зла? Что хотело выиграть от этого атеистическое правительство?
Экуменизм должен был размыть православный менталитет, сломать канонику Церкви, как её ограду, ассимилировать Православие в каком то неопределенном либеральном христианстве,создать нестабильность - разделение внутри Церкви, особенно разобщить иерархию и народ. Нельзя сказать, что это попытка вполне удалась. Православные оказали более значительное сопротивление антидогматическому, ложному соединению, чем это хотелось бы антиправославным силам. Но, всё таки, само участие в экуменических организациях не могло пройти бесследно. За 40 лет произошла определенная адаптация, преодолеть которую трудно сразу, тем более, что после падения коммунистического строя международные экуменические силы остались теми же, и даже больше активизировались.
Теперь стоит более конкретный вопрос: что вам делать в данной обстановке? Мне кажется:не покидать церковь! Здесь у нас нет альтернативы. Но не следует посещать службы, когда демонстрируются экуменические молитвы; в остальное время старайтесь не упускать возможности приходить на богослужение в свой храм, петь в хоре и принимать таинства. Что касается прибавления на херувимской " и всех христиан", то это личное "творчество",а не церковное поминовение, поэтому за неё отвечает не Церковь, а священнослужители, самовольно исказившие формулу поминовения.
Казалось бы мы решили вопрос: благодать находится и действует в Церкви, поэтому церковь была и остается для нас местом освящения и соединения души с Богом. Но возникает другой вопрос: как относиться к священникам, участвующим в экуменических молитвах? Надо ли внутренне отчуждаться от иерархии и священства и только смотреть на них, как на совершителей церковных таинств, как на "каналы благодати"?Ведь священник ещё проповедник Евангелия и наставник прихожан, как же быть?
Я думаю, что включенность в экуменизм ( с участием в экуменических молитвах) имеет свои степени, например: 1) Священник попал в экуменизм, с его межконфессиональными молитвами, по принуждению, не будем уточнять какому - психологическому, административному или служебному. Он обходит вопросы экуменизма молчанием, не давая оценок и не проповедуя его.2) Священник оправдывает свое участие в экуменистических молитвах, уверяя паству, что экуменизм ничего не изменил в Православии, что он молился с инославными не вместе, а синхронно. 3)Священник безразлично относится к канонам и считает, что его служение в церкви это один из видов служения людям, которое даёт возможность успокаивать людей и утешать их и является как бы аналогом психотерапии. Для него совместная молитва с инославными и, даже, иноверными- отрадное явление и доброе дело. 4) Священник верит, что истина в православии, но надеется, что экуменическими молитвами можно как неводом выловить рыбу из океана инославного мира.Он думает, что если еретики встретятся с православными на ассамблеях, а тем более послушают православное богослужение, то благодать сама привлечет их к Церкви.Вообщем он поступает по словам Суворова: "Заманывай, заманывай", забывая о том, что благодать касается только того, кто считает себя "нищим духом" и ищет истину.По крайней мере, таких обращений в православие на экуменических съездах и на общих молитвах,кажется, не происходит. Скорее, протестанты считают себя "ученой элитой" в христианстве.Есть еще экуменисты- прагматики среди нашего священства, но о них писать не стоит.
Есть люди, которые не уважают прошлое, считают, что древность это темнота, что Церковь только теперь пробуждается от тяжелого сна и выходит из самоизоляции, в которой пребывала с апостольских времен. Для них не существует ни традиции, ни законов, ни правил. Они смотрят на Церковь как на " бесхозный двор", в котором можно делать все, что угодно. К православию они относится с внутренним недоброжелательством, считая его тормозом на пути прогресса. И если они формально принадлежат к православию и даже занимают в нем определенные места, то для того, чтобы реформировать, осовременить и, по их мнению, "облагообразить" его. К традиционалистам они относятся как к врагам, видя в них препятствия на своем пути, и употребляют по их адресу такие клички, как "обскурант", "изувер", "фанатик", "невежда", "мракобес", "конфессиональный гордец", "инквизитор", "начетчик", "человеконенавистник". Такие выражения, как "узкий кругозор", "инфантильность мышления" - наиболее мягкие в их лексиконе. Для них фанатизм- верить, что Церковь единственый путь ко спасению и полнота истины; фанатизм- считать, что церковные каноны объязательны для христиан; фанатизм- руководствоваться церковным преданием. Эти люди, обычно применяют такой психологический трюк : если ты отрицаешь католицизм,- значит ты отрицаешь католика как человека; если ты отрицаешь протестантизм, значит ты не любишь протестанта; а если ты не любишь людей, которых на земле сотни миллионов, то какой же ты христианин?
Между тем настоящая любовь не может любить ошибок и заблуждений человека, как не может любить его болезнь. Напротив, индифферентность или неверие в вечную жизнь, делает безразличным судьбы других. При том, Церковь вовсе не требует самоизоляции, но утверждает, что при различии вероисповеданий невозможно мистическое и евхаристическое единство. В противном случае, мы обманывали бы не только себя, но также инославных, ставя знак равенства между конфессиями, т.е. "санкционируя" их ошибки.Но существуют другие формы общения, где как раз православные могут и дожны проявить свою любовь к инославным, любовь к человеку, кем бы он не был, согласно евангельской притче о самарянине.
Конечно, приведенные мною примеры- это даже не схема, а скорее напоминание, что между священниками - экуменистами есть существенная разница и, поэтому, не может быть одинакового отношения к ним как к наставникам. Но уважение к священному сану должно присутствовать при любой дистанции. А вера в то, что таинства совершаются благодатью, ради народа, должна оставаться твердой и несомненной.
Может быть мой ответ вас не удовлетворит. Я не могу здесь проводить как в чертеже прямых линий- от одной точки к другой. В данной ситуации трудно обратится к Святым Отцам уже по одной причине: тогда экуменизма, как движения и организации, вообще не существовало. Диалоги с инославными допускались, но общие молитвы были категорически запрещены.
То, что я написал является моим личным мнением. Может быть другой достойный пастырь ответит более ясно и взвешенно. Во всяком случае, я все-таки предпочитаю плыть на корабле, захлестываемого волнами, чем оказаться за бортом в море.
Хочу прибавить, что всякий священик может быть совершителем таиств, в том числе исповеди, но он не объязательно является духовным отцом. В этом отношении человек имеет определенную свободу и может выбрать того, перед кем вполне открыто сердце и с кем согласна душа и совесть.
|