Вопросы и ответы: Общие вопросы
[13/02/2006] Анатолий спрашивает:
Многая Вам лета, отец Рафаил. Вопрос мой не праздный. Судя по письмам, публикуемым на Вашем сайте, он волнует многих. Наверное, больше всего только что воцерковленных. Касается он как нас, так и наших близких. Все ли кончается для человека за крышкой гроба? Извините за сравнение, но Ваши ответы, иногда, звучат как стук молотка, забивающего последний гвоздь - "ВСЕ". Итак, неужели все кончено? Православными не рождаются, православными становятся. Совсем в недавнем прошлом, когда мы только пришли к Богу, у нас не было церковных книг, меньше было денег. Иконы мы мастерили себе сами из бумажных репродукций и фотографий. Каждая купленная брошюрка или книжечка, а первыми, чаще всего, были молитвослов и Новый Завет , прочитывалась и не раз, буквально от корки до корки. Нам нужно было убедиться, простите нас, в правильности нашего выбора. Сейчас времена изменились. Книг и икон в церковных лавках много - не укупишь. По интернету вопрос задать можно и даже ответ получить. Но я иногда завидую себе новоначальному, своей слепоте завидую и радости от каждой прочитанной книжки или от слова на проповеди услышанного...Я НАШЕЛ!.. Где теперь этот жар?.. Только Иисусом открывается дверь в Царство Божие. Мы в это верим. А еще любовью к Богу и нашим ближним, хотелось бы добавить. Когда мы задаем Вам вопрос (не обижайтесь, ладно), мы уже знаем стандартный ответ. Часто именно его мы и получаем. Но мы теперь знаем больше. Вы говорите что все бесполезно. Но разве мало мы знаем иных примеров? Может быть напрасно просила блаженная Клеопатра мученика Уара за своих умерших родителей - язычников? Не напрасно. Она получила желаемое. Вспомните Канон мученику Уару. "Не отвратися Господи, от нашего умиления,ниже помяни множество грехов наших, паче же помяни древния Своя милости, и ради щедрот Твоих, и ради Уара страдальца доблего, не оскудей в богатстве безмерного Твоего милосердия, но излей милости и прощение, еже от нас воспоминаемым..". Сейчас в московском храме Николая чудотворца в Кузнецах разрешается подавать записочки с именами некрещенных, в неверии? или в иноверии умерших наших сродников для молитвы пред иконою мученика Уара.. Вы считаете, что надежды нет никакой, а разве в Акафисте за единоумершего мы не говорим всякий раз: "Иисусе, союз любви, положивший между мертвыми и живыми; Иисусе да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему; Иисусе, услыши его вопль сердечный, возносимый нашими устами; Иисусе, в наших слезах прими его покаяние.." Господь видел и видит сердце и помыслы каждого человека и ждет от него ПОСТУПКА. Свидетели и протоколы здесь не уместны. И участь человека решает только Господь, мы же можем только просить. Просить неотступно. Мне кажется, что теперь только от нашей любви, от наших дел, от наших молитв зависит участь тех, кто нам дорог. "..Дерзай, дщерь.." Так может быть, все-таки, не конец? Спасибо. P.S. В своем ответе на мой вопрос о мече вы последовательно отвечали ..благодать. деятельность, созерцание... Что ж, жизнь человека определяет его мироощущение. Так вот, на мой взгляд, в Гефсиманском саду Апостол Петр повел себя достойно. Обнажить меч на виду превосходящего по силам противника и вступить в бой, значит однозначно приговорить себя. Милости уже не будет. И Господь сказал нам сущую правду: "всякий взявший меч от меча и погибнет".
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анатолий! Если бы дело было так просто, как вам кажется, то святые своей любовью давно бы погасили бы геенский огонь, а святые ангелы своей молитвой обратили бы демонов в их прежнее ангельское достоинство.
Человеческую личность заменить другой личностью невозможно; личность это нравственная и самоопределяющаяся монада, имеющая внутреннюю автономию – свободу воли. В этой свободе – величие, ответственность и опасность для человека.
Вы говорите, что получаете от меня стандартный ответ. Что значит слово "стандартный"? Я пытаюсь ответить так, как учит Церковь, а не придумываю оригинальных идей, чтобы вызвать интерес и понравиться публике. Я стараюсь подчинить свой малый человеческий рассудок великому разуму Церкви, имеющей "ум Христа". Скажите прямо, что вас не устраивает учение Церкви, и вы хотите, как многие "любвеобильные" модернисты изменить его.
Вы говорите: "Мы теперь знаем больше"; - это детская важность. Неужели вы знаете больше, чем апостолы, их преемники и святые, которые учили о том, что единственное спасение в Церкви, а за гробом нет исправления и покаяния? Святой Иоанн Златоуст говорит, что заупокойные молитвы помогают тем, кто имел истинную веру, старался делать добрые дела, но при этом падал в грех. Молитва может содействовать человеку, но не переменить его личности; загробная жизнь это раскрытие того, что он стяжал в этой жизни. Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое спасение? Это единение человеческой души с Богом через благодать, получаемой в таинствах Церкви. Способны ли к такому единению те, кто отвергает Бога, или те, кто не стяжал благодать? Неверующим, и вообще тем усопшим, кто остался вне Церкви можно помочь личной молитвой и милостыней, но это будет неким облегчением, утешением, но не спасением – как вечным богообщением. Здесь два, противоположных друг другу, заблуждения: 1) что нельзя помочь никому из усопших, как думают протестанты, и поэтому у них нет заупокойных молитв; 2) не менее опасное заблуждение – что возможно спасти любого человека без его веры и нравственного содержания, только одной молитвой.
Вы пишете о любви; но кто может любить больше, чем Христос? А сама Любовь сказала, что на Страшном Суде грешники будут осуждены на вечные муки: "Идите от Меня проклятые в огнь вечный… и пойдут сии в муку вечную". Неужели вы больше любите людей, чем Христос? Хотя у некоторых сектантов есть такие притязания, например, многоженец Мун говорит: "Я более добр и милостив, чем Христос". Считаете ли вы слова Христа истиной, или хотите обмануть самого себя?
Возьмите Четьи – Минеи святого Димитрия Ростовского и прочитайте житие мученика Уара; там нет ни слова, что родные Клеопатры были язычниками, а только то, что святой Уар своей молитвой избавил их от вечных мук. Там же нет сведений, что сын Клеопатры Иоанн не был крещен. Здесь модернисты желаемое выдают за действительное – это их вторая профессия. Что касается канона мученика Уара, то там также нет молитв за язычников и иноверцев, но содержатся некоторые косвенные намеки, которые могут ввести православных в недоумении. Поэтому надо знать, что этот канон составил главный лидер русских экуменистов митрополит Никодим Ротов в 70-ые. А мученику Уару читался другой канон, который помещен в месячных минеях. Литургическим преданием считаются богослужебные тексты, принятые всей Церковью, а не творения модернистов.
Что касается акафиста " о единоумершим", то там нет также никаких молитв о неверующих или еретиков. Надо иметь особую способность – видеть то, что хочется видеть. Надо сказать, что этот акафист написал патриарх Сергий для келейного чтения, а не для богослужения.
Что касается храма в Кузнецах, то нарушение церковного Предания является самочинием и грехом, а не проявлением христианской любви, которая неотделима от истины. Обновленческий епископ Евдоким, отслужив заочное погребение по Владимиру Ульянову, сказал в проповеди о том, что этот разрушитель церквей, превзошедший Диоклетиана, был христианином, именно потому, что исполнил на деле то, во что мы верим, но не исполняем, что Ульянов боролся за освобождение угнетенных и за счастье народа. Согласны ли вы с такой обновленческой любовью?
Апостол Павел предупреждает: "Будет время, когда здравое учение принимать не будут, но по своим прихотям буду избирать себе учителей, которые льстили бы слуху, и от истины отвратят слух и обратятся к басням". В послании Коринфянам Апостол Павел пишет, как бы отвечая, Анатолий, на ваш вопрос: "Не обманывайтесь, ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют".
Как видите, апостол Павел называет обольщенными тех, кто увлекается ложной надеждой о том, что по любви все будет прощено. Те, кто проповедует такое учение, становятся не только обольщенными, но и обольстителями. Один из грехов против Духа Святого по учению Церкви это ложная надежда на милосердие Божие, которым злоупотребляет грешник, обманывая себя, что Бог без покаяния и трудов все простит ему. Этот грех, отрицающий правосудие Божие и истинность Божественных слов, не прощается ни в этом, ни в будущем веке. Помоги вам, Господи.
P.S. Более подробно можете прочитать в моей книге "В поисках истины" и в ответе на брошюру Зайцева, имеющемся на сайте.
|