Вопросы и ответы: Общие вопросы
[07/02/2006] Владимир Медведев спрашивает:
Благословите, Отче.
Вы критикуете иером. Анатолия. Может я заблуждаюсь, но, почему-то хочется, чтобы в этой полемике было меньше "естественной" для такого вида произведений мирской остроты, а больше теплоты. Ведь Ваш опонент не просто "г-н Берестов", он все-таки иеромонах (простите за откровенность). Главное: скажите, так что же является "изюминой" гомеопатии? Что такое потенцирование? Вопрос в том, что если мы утверждаем о более глубоком уровне действия гомеоп., напр., на уровне элементарных частиц или чего-то вроде "информационного поля", то непременно "гордые умы" захотят свести к подобного рода понятиям и понятие души... Как нам потом провести линию между материальным телом и нематериальной душой и доказать, что нематериальное не является всего лишь временно неизвестным науке материальным?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владимир! Я не сторонник соединения психологии, как науки, с христианством. Наша психология и пневмология - это творения Святых Отцов. Никто так глубоко не проник в глубины человеческой души, как подвижники и аскеты, представленные в Добротолюбии. Для меня отец Анатолий прежде всего священнослужитель, но когда он занимается психиатрией, то в моем личном восприятии становится профессором. Гомеопатия, прежде всего, экспериментальная наука; а объяснять ее действия, и подводить под нее какие нибудь мировоззренческие основы – это вступать в область гипотетических построений и фантазий, а чаще всего в незрелую философию. Вы спрашиваете меня, что значит потенцирование. Тогда спрошу вас, объясните мне, что такое элементарные частицы, материя, пространство и время? С этими терминами мы встречаемся постоянно, но понятны ли они вам? Можете ли вы объяснить и определить эти феномены без тавтологии и замены одного неизвестного другим неизвестным? Если вы объясните мне, что такое материя, то я объясню вам, что такое потенцирование. Призываю на вас Божие благословение.
|