Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[04/02/2006] Давид Макаев спрашивает:

Спасибо за ответ.Но в Ваших словах я нахожу противоречия.На Соборе 2000 года были прославленны новомученники и исповедники ,многие из которых, если не большинство были "раскольниками",т.к принадлежали к другой юрисдикции(ИПЦ).
"Лицемер" свщ.мч.Кирилл Казанский не признавал патриарха Сергия и возглавляемых им архиереев,но не отрицал возможность спасения в их юрисдикции.А ведь в расколе нет ни святости,ни мученничества,ни спасения.Если многие новомученники были безблагодатными раскольниками,почему мы их почитаем?А о.Серафим Роуз, а свт.Иоанн Шанхайский-нетленные мощи?Выходит они тоже "лицемеры"?

[Спустя 2 дня]

Я ждал ответа,но где Ваш ответ,неужто Вы честной отец до такой степени беспомощны,что не в состоянии ответить,на такой простой вопрос.Или Вы меня просто проигнорировали, так как это противоречит Вашей концепции.А это действительно не оставляет камня на камне от неё.Ну это ладно,я понимаю Вас это юрисдикционная ограниченность,дух сомоисключительности.При том при всем я пишу как не экуменист. А как человек который считает иные конфессии не имеющими благодать.А где Ваш ответ проходимцу Кураеву,(О мнимом модернизме), Вы просто обязанны дать отповедь этому софисту.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Давид! Я думаю, что, задав вопрос, нужно было бы подождать хотя бы несколько дней, прежде чем становится в позу прокурора, который требует отчета от обвиняемого. Но спишем это насчет вашего пылкого характера.
Отвечаю на первый пункт.
После революции 1917 года сразу же началось гонение на Церковь, которое перешло в геноцид. За период 20-30-ых годов большинство иерархов было репрессировано и уничтожено, а остальные, обреченные на смерть, томились в лагерях. В свое время Патриарх Тихон, учитывая создавшуюся обстановку, оставил несколько кандидатов на патриарший престол, надеясь, что кто нибудь останется на свободе, и каждый из них, будучи репрессирован, также оставил своих преемников, из которых почти все погибли в лагерях. В создавшейся обстановке, похожей на хаос, было трудно, почти невозможно, определить, кто представляет законную церковную власть. Поэтому образовавшиеся течения и ориентировки нельзя назвать расколами. Даже предстоятели поместных церквей не могли определить точно, кто представляет законную власть в Русской Церкви. Когда, в свое время репрессированный митрополит Сергий, стал патриаршим местоблюстителем, то это также вызвало споры, так как был еще жив преемник Патриарха Тихона митрополит Петр Крутицкий, находившийся в далекой ссылке; также несколько митрополитов считали, что они имеют законное основание возглавить управление Русской Церкви. Эти разногласия касались главным образом вопроса о правах митрополита Сергия и других иерархов считаться преемниками Патриарха Тихона, и проблемы отношений к безбожной власти; в остальном они были единодушны. Этот вопрос должен был прояснить и утвердить поместный собор Русской Церкви, но он не собирался с 1918 года, в течение 25-ти лет. К сороковым годам на свободе осталось только несколько архиереев. В 1943 году отношение власти к Церкви несколько изменилось, и оставшиеся в живых епископы и духовенство большей частью были освобождены из лагерей и тюрем. В 1943 году состоялся архиерейский собор, почти все участники которого были прежние узники ГУЛАГА. На соборе был избран патриархом митрополит Сергий. Здесь начинается частичная стабилизация церковной жизни. В 1945 году уже не архиерейский, а поместный собор, с широким представительством, выбирает на место почившего Патриарха Сергия нового патриарха в лице Алексей I. На соборе присутствовали представители поместных церквей, так что, в 43-45 гг. утвердилось полное единство Русской Церкви. Обновленчество было осуждено не только как раскол, но и как ересь, которая противопоставила себя всей Православной канонической структуре. Рукоположения, совершенные в обновленчестве были объявлены недействительными.
Поместный Собор Русской Церкви 2000 года, рассмотрев положение, в котором находилась Церковь, в период геноцида не посчитал раскольниками тех архиереев, у которых были расхождения в вопросе о церковном правлении, именно того периода, когда этот вопрос был неясен и сложен . Участники поместного собора Русской Церкви 2000 года своим решением о канонизации новомучеников показали, что хаос, созданный безбожной властью, посредством репрессий духовенства, создавал такие ситуации, которые нельзя назвать расколом. Напомню, что в Константинопольской Церкви в 9-ом столетии произошло разделение между сторонниками патриарха Игнатия и патриарха Фотия. Патриарх Игнатий, из-за конфликта с императорским двором был репрессирован и отправлен в ссылку. На его место был выбран видный ученый и государственный деятель Фотий. Сторонники Игнатия отказались признать Фотия как патриарха, и продолжали считать главой Константинопольской Церкви Игнатия. Затем положение изменилось: Игнатий был снова призван на кафедру, а Фотий свергнут и выслан. Теперь сторонники Фотия не признали законность Игнатия. При следующем витке византийской политики Фотий снова получает кафедру, и доблестно защищает Православие от поползновений Рима. Здесь имело место не раскол, а ориентация, поэтому Церковь не признало раскольниками ни сторонников Игнатия, ни сторонников Фотия. И Фотий и Игнатий были причислены к лику святых: Игнатий - как подвижник и исповедник, а Фотий - как защитник и учитель Православия.
Второй вопрос.
Что же касается РПЦЗ, то ее организация получила определенную и необходимую в данных условиях самостоятельность с благословения Патриарха Тихона, и в последствии она находилась в общении с поместными церквями. Окончательный разрыв произошел в 60-ые годы, в связи вступления поместных церквей в экуменическое движение. В настоящее время между РПЦЗ и РПЦ ведется диалог с целью возвращения РПЦЗ в лоно Вселенского Православия. Не будем забегать вперед, а подождем конца диалога, на котором выяснятся многие сложные вопросы. Она в свое время исполнила свою миссию – окормляла православных за границей среди инославного мира; а теперь перед ней стоит задача: снова войти в юрисдикцию Русской Церкви, а через нее в полноту Православия.
Что касается Серафима Роуза, то я отношусь к нему с большим уважением и считаю его труды значительным вкладом в апологетику 20-го столетия, однако, говорить о его святости не могу. Этот вопрос определится, когда РПЦЗ станет снова частью Русской, а через нее Вселенской Церкви.
Насчет нетленных мощей. В Испании имеется нетленное тело католической монахини, которое открыто лежит в соборе в стеклянном гробу, но я не считаю это доводом в пользу экуменизма.
Иоанн Шанхайский - подвижник. Но вопрос о его святости также дело будущего, который может быть разрешен только на Всероссийском Соборе, куда войдут представители бывшей РПЦЗ.
Что касается слова "лицемер", то, разумеется, я далек от мысли назвать так Кирилла Казанского, которому я молюсь, а также, Иоанна Шанхайского и Серафима Роуза, которых я уважаю, и жду, пока будущий собор скажет о них свое слово. Я не хотел бы назвать лицемерами даже тех людей, которые ищут случая, под видом вопросов уловить в чем то своих собеседников, и приписывать им свои же мысли. Если же РПЦЗ не войдет в состав в РПЦ, то, значит, ее члены находятся в той организации, которая зашла в безвыходный тупик, то есть экипажем корабля, который после всех перипетий в море утонул у берега. Другими словами, тогда окончательно определится, что РПЦЗ это осужденный церковными правилами раскол – один среди многих расколов в истории Церкви.
P.S. Надо сказать, что Иоанн Шанхайский при богослужении поминал Московского Патриарха наряду с первоиерархом РПЦЗ, значит, он считал себя неотделимым от Русской Православной Церкви. Акафист своему духовному наставнику составил Серафим Роуз, следовательно, и он стоял на таких же экклесиологических позициях.
Давид, ваша самоуверенность и воинственность происходит от того, что вы пытаетесь историю Церкви рассмотреть с крыши собственного дома. Советую вам, перед тем, как задавать вопросы, помолиться и положить несколько поклонов, тогда тормозящая система, ответственная за язык, будет работать лучше.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили