Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[24/01/2006] Николай спрашивает:

Благословите, о. Рафаил!

В последнее время нередко случается встречаться с людьми, которые утверждают, что нет никаких различий между мантрой и молитвой. Читал, что нашел, об этом в Ваших книгах, в книгах о. Серафима (Роуза), о. Владимира (Елисеева). Все мои аргументы отметаются, и мне говорят, что люди просто не понимают, что такое мантра, что их понимание мантры извращенно современными проповедниками-популяризаторами восточных учений, в первоисточниках же (насколько я понимаю, Ведах и Упанишадах?) мантра и есть молитва, направленная к личному Богу, с просьбой или славословием, которая невозможна без покаяния, которое в их понимании сводится к осознанию грехов и аскезе. Я понимаю, что они лукавят, но в чем мне их уловить? У меня не хватает знаний. Читать же такого рода первоисточники считаю вредным. Сформулируйте, пожалуйста, четко выраженное различие между мантрой и молитвой. Для меня это очень важно, потому что мой начальник увлечен йогой, слегка замешанной на теософии (хоть он это открыто не признает, в то же время, уважая Рериха) и последний спор с ним посеял в моей душе семена сомнения.
Как показать, что их Тримурти, совсем не наш Бог - Святая Троица.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Николай! Знаменитый йог и философ индуизма Вивекананда сказал: Будда и Христос это волны, а океан – я. В другом месте он отрицал историческое существование Христа, утверждая, что это выдумка мистогогов с острова Крита, но считал, что она, как идея, приобрела жизненную силу; и с идеей христианства, как с врагом, Вивекананда боролся всю свою жизнь. Вам говорят, что мантры – это молитвы, обращенные к богам. Но в индуизме вообще нет богов, как личностей, а так называемые боги – модальности и атрибуты единого абсолютного духа-брахмана, который единосущен и тождествен с первосущностью человека, называемой атманом. Поэтому йог, отрицающий множественность, как иллюзию, и признающий реально существующим только единого брахмана, в мантрах медитирует сам с собой. Индуизм имеет пантеон богов, но все это только временные аватары, то есть явление единого в различных масках. Поклонение идолам допускается как народная религия, которая еще не доросла до уровня понятий, что бог это сам человек – атман, осознавший себя брахманом. Один из догматов индуизма: "Я – это ты, а ты – это он", то есть, разница между субъектом и объектом иллюзорна. Индуист, читая мантры как молитву, на самом деле молиться собственному атману. Боги в индуизме это абстрагированная идея брахмана; когда человек поймет, что он и брахман едины, то получает свободу. В индуизме много различных направлений, но я говорю о принципе, не описывая систем. Вивекананда сказал, как бы открывая тайну, что его миссия заключается в благовестии о том, что сам человек есть бог, что человек безгрешен, и все в нем божественно.
Что касается индийского тримурти, то это персонифицированные действия абсолюта: создание – Брама, сохранение – Вишну, и разрушение – Шива. Тримурти аналогична триаде неоплатоников: исхождение, пребывание, возвращение. Это три ритма, заложенные в самом абсолюте, который бесцельно творит и рушит миры.
Христианская молитва – это обращение человека, как образа Божьего, к своему Первообразу, творения – к Творцу, живой, но ограниченной личности - к Вечной Безграничной Личности. Через богообщение человек расширяет свое бытие, становится причастником Божественной благодати, и сама вечная жизнь является для него вечным приближением к Богу, и вечным приобщением Божественного света. Здесь любовь двух личностей – Бога и человека, которая не имеет конца.
В индуизме личностное бытие растворяется без остатка в космическом бытии; космическое – в меоническом (мысленном), а затем наступает "сон брамы", когда брахман остается с самым собой, и все сотворенное исчезает и уходит в небытие без следа и без остатка, без цели и без приобретения. Затем начинается "день брамы": брахман творит новые миры, и это мироздание также обречено на исчезновение. Поэтому мантра, кому бы она не обращалась, обращена к атману человека (то есть к нему самому), который призван осознать себя единым духом с брахманом. Так что здесь мы имеем дело с религиозным аутизмом. Помоги вам, Господи. Призываю на вас Божие благословение.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили