Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[22/01/2006] Анатолий спрашивает:
Многая Вам лета, отец Рафаил. Как назвать мое письмо? Лучше так. "Вера - как озарение." Вы же помните как Апостолы просили Господа: "..умножь в нас Веру..". И Господь именно для этого послал им Духа Святого. Мы, дети нынешнего века, тоже один раз получили такой дар. Во время таинства Крещения. И снова спрашиваем. Как умножить Веру? Одни Святые отцы говорят: "..твори Иисусову молитву". Другие - ".. чаще причащайся". Третьи - "..проси Господа"...... Умом я понимаю, что все это правда, все это нужно делать. Но меня немного смущает постановка вопроса о механизме приобретения Веры как о технологии. Разве мало мы знаем неудачных примеров. Апостол Петр причастился и в ту же ночь трижды отрекся от Господа. Три года ходил Иуда рядом с Господом, слушал его каждый день, молился рядом, может быть причастился "на тайной вечере" - и предал. А разве я сам, раб многогрешный, не молюсь каждый день, не даю на исповеди Господу обещаний не грешить и что же? ..тмами обещах Тебе, страстный, о Иисусе мой, покаяние,но солгах окаянный ..;. Покаяния нет во мне - корня не имею. Вместе с тем пример Веры как озарение в непростых обстоятельтствах я однажды получил. Эффект был потрясающим. И я это буду помнить всю жизнь. Так как же стяжать Веру? Неужто может грешный человек вымолить Дар у Господа? Вы, батюшка, конечно, скажете: Но не сказано ли Господом:;..Просите и дано будет вам.;. Но ведь это он сказал лучшим. А я то кто такой? Чем я могу заслужить такое счастье? р.Б.Анатолий
Архимандрит Рафаил отвечает:
Анатолий! В наше время самой страшной опасностью является гордость; хотя гордость считалась матерью всех грехов во все времена, но теперь мы пропитаны ей, как губка водой. Искусство, литература, философия – все проповедует о гордости, как достоинстве человеческой личности. Мирские представления о чести, человеческих взаимоотношениях, даже куцая мораль гуманистов, воспитывает в человеке, можно сказать, с самых пеленок, самомнение, тщеславие и превозношение над другими. А теперь психиатрия предлагает, как некое универсальное средство, медитации для уверенности в своих собственных силах. Можно сказать, что гордость, как черное сатанинское знамя поднято над всем человечеством. Святые отцы сказали: "Тайны Божии открываются смиренным"; и даже аскетизм, не основанный на смирении, дает пищу гордости. Господь знает, что лучше для нас, и поэтому лишил нас тех духовных озарений, о которых мы читаем в книгах подвижников. Мы по своей гордости приписали бы дары Божии собственным несуществующим достоинствам, и посчитали бы себя избранниками. Святые, ощущая в своей душе благодать, смирялись перед ней как недостойные, а мы требуем благодати у Бога, как у своего должника. Лучше ползти на коленях к Богу, чем, залетев высоко, сорваться и упасть в объятия демона. Нам осталось только покаяние, как спасительная тропа. Будьте довольны этим. Помоги вам, Господи.
|