Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[16/01/2006] олег спрашивает:
О.Рафаил!Я в прошлом учавствовал в националистическом движении РНЕ,потом уверовал в Бога и нынешнее время старяюь жить исходя из Христианских ценностей.И сегодня чувство патриотизма, НЕбезразличия к судьбе моего народа и родного Отечества, желание участвовать в потриотическом движении до сих пор остаётся, и по сути я стаю в мучительном выборе: создавать ли в моем городе православно-патриотическое движение или дальше впадать в отчаянье, с тяжёлым сердцем наблюдая за страшными происходящими событиями.
Спаси вас ГОСПОДИ!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Олег! В слово патриотизм люди влагают неодинаковое содержание и смысл. Естественно любить своих родителей, свой родной дом, свое отечество, но главное любить по-христиански. Любовь к своему народу не должна быть ограничением той любви, которую Господь заповедовал иметь к каждому человеку как своему ближнему, независимо от национальных и других различий. Каждый народ входит в общую семью человечества, в семью нашего прародителя Адама, поэтому люди разной национальностей по крови родственны друг другу. Гуманизм говорит о абстрактной любви к человечеству, где люди сливаются в какое-то аморфное пятно, и ради этой абстракции считают себя вправе прибегать к насилию и жестокости над реальным человеком. Либералы вообще спекулируют словом "любовь"; для них любовь это солидарность в общем грехе. Какие особенности христианской любви? - Она конкретна; она начинается с тех, кто находится рядом с нами. Люди, с которыми мы имеем контакт - это школа нашей любви; затем, христианская любовь справедлива, она не наделяет тех, кого мы любим, какими либо привилегиями. Поэтому любовь для христианина не может противостоять нравственности, напротив, она является вершиной нравственности. Здесь надо быть осторожным, чтобы естественный патриотизм не перешел бы в жестокий национализм или в гордое самозваное мессианство. Надо помнить, что события, происходящие вокруг нас, это только не воля отдельных личностей, но воплощение и реализация добра и зла, накопляемого человечеством, то есть отражение на земле некоего духовного плана. Поэтому христианский патриотизм это борьба за нравственность и духовность народа, другими славами патриотизм – это церковность, через которую начинается преображение человека, а через человека – преображение истории. Нравственность это ключ к замку истории, который нельзя разбить ударом лома. Сама любовь, если она правильна и не подчинена страсти, подскажет человеку, как поступать ему в конкретных случаях. Помоги вам, Господи.
|