Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[11/01/2006] Аглая спрашивает:

Здравствуйте. Помогите мне, пожалуйста решить мои противоречия связанные с Христианством. Я воспитывалась в семье атеистов, но у меня возник интерес к духовным вещам. Изучала другие религии, хотя тяготею все таки к Христианству. Но вот чnо меня останавливает и не дает покоя. Мой муж верующий человек, многие друзья мужа тоже люди верующие. Но все время встречаю, общаясь с ними, жуткое высокомерие на других людей (других религий или просто атеистов)и гордыню. Пусть даже они не проявляют это в открытой форме, все зависит от их такта и воспитания, но между строк всегда читаешь подобное отношение к иноверцами и людям просто другим. Мне все же ближе гумманистические основы. Думала что и Христианство имеет в высшей степени гумманистическую основу с его заповедями - возлюби, не возностись , не вподай в гордыню и прочее. А получается, что если человек принадлежит к другому культурному, социальному, общественному слою - то это уже "второй сорт". Как же совместить и с заповедью - не суди. Вот недавно был пример отношения моего мужа. Одна знакомая девушка очень яростно относится к религии, причем стоит на воинственных позициях атеизма. Мне это не совсем понятно, но осуждать я ее не берусь, тем более я не знаю причин подобного ее мировозрения. А вот муж наделил ее сразу самыми нелицеприятными эпитетами, и это просто потому что разница в мировозрении. Приведу пример. Если человек верит в научный прогресс, науку и тп и отстаивает свои взгляды как непогрешимые и единственно верные, он согрешает в гордыне и высокомерии. А если человек считает что Православная Церковь единственно истинная духовная мера, то он греха гордыни и высокомерия не имеет и в поимине. Как же так? И потом ( я не стремлюсь вставать на позиции борьбы с церковью) но нет ли противоречия в том, что человек слишком принимающий церковь как единственно верную меру истины на земле все таки имеет грех сотворения кумира. Если церковь всего лишь проводник к Богу, это одно, но если придавать такое значение ритуалам, таинствам и прочему, то сама церковь становится уже обособленной системой, организмом, наделенным магическими свойствами. Мне очень тяжело ответить себе логично на эти вопросы, особенно когда вижу фанатизм людей верующих в исполнении обрядов сейчас на Рождество. Я не иду против традиций, отнюдь. Но ведь традиции превращаются просто в магический акт? И разве это не фарисейство, когда муж сморит на меня с укором, если я одеваю брюки в церковь? В Библии кстати про брюки ничего не сказано и вообще про форму одежды, в которой надо молиться. Кроме этого про обряды наблюдение из Библии. Когда Христос исцелял в субботу, ему ставили в упрек то, что он нарушает запрет, возложенный на святой день. Однако это не помешало ему нарушить этот запрет для исцеления, считая это действие важнее исполнения предписаний. Получается, что Христианство дает прорыв к большей свободе от покорного следования закону, как в Ветхом Завете. Но на практике мы попадает к тому же закону, правилам, предписаниям. Помогите разобраться. Извините за граммотические ошибки, русский не мой родной язык. Заранее благодарю.


Архимандрит Рафаил отвечает:

Аглая! Попробую ответить на ваши вопросы, но предупреждаю, что они будут иметь значение для вас, если вы сами подойдете к ним творчески, потому что говорить о метафизических предметах – это писать штрихами и пунктирами. Слова могут найти и не найти отклик в человеческом сердце, так как в самом сердце суммируется вся жизнь человека. 1. Не надо смешивать человеческую личность, которая всегда должна представлять для нас ценность и быть объектом любви, по крайней мере, доброжелательства, с мировоззрением человека, которое может быть ложным. А питать любовь к лжи это значит уподобляться ей, принимать ее в свою собственную душу. Человек, какой бы он не был, в нравственном или мировоззренческом отношении, является образом Божиим, и мы должны уважать его как образ Божий. Но, если этот образ хранился неправильно, покрыт пылью и загрязнен, то можем ли мы уважать наслоившую на нем пыль? Христианство победило мир любовью. Апостолы и их преемники молились за тех, кто убивал их за веру в Христа, но они никогда не высказывали солидарности или толерантности по отношению к демоническому язычеству; в плюрализме религий он видели предательство истины. Христос пришел, чтобы возвести истину; это Истина и Свет – Он Сам. Если окружающие вас христиане проявляют высокомерие и враждебность по отношению к инакомыслящим, то, значит, их вера оторвана от любви: такая вера не может согреть человеческого сердца. Христиане не гордятся тем, что им открыта истина: гордиться, значит превозноситься, а истина требует глубокого смирения. Христианство – дар Божий, но не привилегия, так как налагает на человека тяжелую ответственность: кому больше дано – с того больше спросится, где же здесь место для гордыни?2. Главным догматом нашего спасения является вера в то, что Христос есть Единственный Спаситель. Не человек спасет себя, через размышления, аскетизм, благодушие, толерантность, медитативные концентрации, йогические асаны, или буддийский нигилизм, а спасает его Крестная Жертва Христа, Который заменил на Кресте каждого из нас. А последующая жизнь и добрые дела – это условия для действия благодати в душе человека. Можете ли вы сказать, что пляшущий многорукий Шива это такой же спаситель, как и Христос, хотя в некоторых мантрах индуисты обращаются к Шиве – божеству разрушения, как к спасителю. Истина одна. Невозможен плюрализм и релятивизм истин, сменяющих друг друга как маски во время маскарада. Спасение, в христианском значении этого слова - подражание Христу через веру, молитву и исполнение заповедей, когда образ Христа невидимо, мистически изображается в душе человека, или, другими словами, душа человека уподобляется Христу в Духе Святом. Больной заслуживает сострадания. Только по недоразумению здоровый может относиться к больному с гордостью. Но, в тоже время, было бы жестоким по отношению к больному уговаривать его, что он не болен, и ему не надо лечиться.
3.Религия стоит выше таких понятий, как культура, общественное и социальное положение и т.д. Христианские миссионеры шли к народам разных традиций и культур, потому что у всех людей есть нечто общее и единое – это дух человека, который свидетельствует о вечности, который один и тот же во все исторические времена. Неужели индифферентность и скептицизм является смирением, а вера, как внутреннее чувство достоверности, оказывается не меньше, как гордостью и превозношением. Это может сказать только человек, в личном опыте не испытавший, что такое вера и богообщение. Чем человек ближе Богу – тем он смиреннее. А людей, более гордых, чем некоторые атеисты трудно представить; их гордость превратилась в карикатурный культ непогрешимых вождей и держалось на насилии.
4. Что касается ритуалов, что вы так несправедливо сравниваете с магизмом, то это священный язык Церкви, без него она будет безгласной. Можете ли вы обращаться к другим без слов? А ведь вы тоже самое требуете от Церкви.
5. Что касается хождения женщины в брюках, то не надо забывать, что люди от природы сексуальны, и привлекать внимание к своей фигуре не целомудренно и не эстетично. Человек должен уважать традиции общества, в котором он находится, тем более традиция имеет под собой нравственное основание.
6. Христос исцелял в субботу, потому что Он был Господином субботы, и показал нам, что дела любви можно совершать в любое время. Но это вовсе не значит, что надо сравнять праздники с буднями, и заниматься в дни, посвященные Богу, обыденными житейскими делами.
В христианстве соединены истина и любовь. Одна истина без любви может превратиться во внешний закон; одна любовь без истины – остаться слепой и завести человека в болото. Доказывать, какое крыло – правое или левое – важнее для птицы бессмысленно: на одном крыле она взлететь не сможет.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили