Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[23/03/2005] Александр спрашивает:
Здравствуйте отец Рафаил! У меня к Вам два вопроса: 1) В своей книге “Вызов новомодернизма” в ответ отцу Андрею вы пишите: " ... и что вне Церкви нет спасающей благодати, сказали все святые отцы, а точнее, Господь сказал через святых отцов." В то же время на официальном сайте Русской Православной Церкви( www.mospat.ru) в документе “Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию”я нашел следущее: “1.15 … Но в то же время общины, отпавшие от единства с Православием, никогда не рассматривались как полностью лишенные благодати Божией.” ( Насколько я понял есть предваряющая благодать и спасительная благодать , являющиися по-сути различными действиями одной Божественной благодати.) О какой благодати здесь говорится ? Хотелось бы отметить утверждение в этом же документе: “1.17 … Но, устанавливая различные чиноприемы, Православная Церковь не выносит суда о мере сохранности или поврежденности благодатной жизни в инославии, считая это тайной Промысла и суда Божия.” Так стоит ли утверждать, что вне Церкви нет спасающей благодати или может быть я непонял что Вы хотели сказать этим? Поясните, пожалуйста. 2) Как Вы считаете, сможет ли РПЦ свидетельсвовать о Православии в ВСЦ не потеряв при этом истину или же нужно свидетельствовать о Православии не участвуя в такой организации? По-моему попытки Православных богословов логически объяснить инославным то что постигается во всей полноте только через мистический опыт Православной церкви могут привести даже сильных Православных богословов к выводом противоречащим истине. Существует ли риск, проповедуя Православие в экуменистическом движении впасть в ересь, как Вы думаете?
Спасибо
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Александр! Я считаю, что в вашем вопросе уже содержится ответ, с которым я вполне согласен. Что же касается учения о полной или частичной благодати в инославных конфессиях, то присутствие благодати, которая не спасает и не соединяет с Богом – бесцельно. А Бог, как высшая премудрость, не совершает ничего ненужного и бесцельного. Если бы в инославных конфессиях действовала бы спасающая благодать, то переход еретиков в Павославие был бы излишен.
|