Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[10/01/2006] Роман спрашивает:
Здравствуйте Архимандрит Рафаил, благословите.
1.Опишите, пожалуйста, правильное положение тела при стоянии на молитве, чтобы, зная правильное расположение, и привыкнув к нему, получить пользу.
2. Опишите, пожалуйста, как нужно сидеть при чтении святоотеческих духовных книг. Не сочтите данный вопрос за маловажный. Из малых вещей составляется большое, а если в малом неверен, то и на большое не способен.
3. Стоит ли отдавать предпочтение Псалтири пред Акафистами? Какие на ваш взгляд наиболее предпочтительные Акафисты?
4. Заметил, что когда сплю на спине, то и утром легче вставать, а когда на боку то тяжелее, одолевает леность и нерадение. Как вы считаете, не лучше ли мне спать только на спине, дабы побороть эту ужасную леность и любление телесного покоя?
5. Если вы сравните свою жизнь в міру, и теперешнюю духовную жизнь, можно ли сказать, что мирская жизнь- смерть для духа, самоусыпление, великое бедствие? Справедливо ли выражение, которое сказал Святитель Игнатий - “В миру можно спастись, как стоя в огне не сгореть”? Заранее благодарю вас.
6. Какой правильный духовный смысл великого и священного слова “Христос”?
7. В древности большую пользу приносило каждодневное исповедование помыслов старцу. Можно ли сказать, что сейчас молитва Иисусова с натяжкой приравнивается к исповедование помыслов. Или вернее, молитва Иисусова – единственное делание, способное сохранять чистоту ума?
8. Когда молишься в миру на правиле, то полезно ли препоясываться ремнём, и затягивать его потуже, для бодрости?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Роман! В каждом человеке мы можем видеть соединение трех несводимых друг другу понятий: 1)природы, общей для всех людей, объединяющей их в особый род, который обладает устойчивыми способностями, свойствами и силами, 2) личности, как нравственно-духовного понятия, как активизация образа и подобия Божия, 3) индивидуальность: черты характера, способности, талант и т.д. присущие определенному человеку. Сколько людей – столько и индивидуальностей. Как у каждого человека свой узор кожи и состав волос, так у каждого свои душевно-телесные особенности, которые отличают его от остальных людей. Нельзя найти двух человек, которые были бы совершенно тождественны друг другу. Поэтому в духовной жизни даются общие правила, даются ориентиры пути, по которым должен идти человек. Но нельзя полностью копировать опыт другого или навязывать другому свой собственный опыт. Что хорошо для одного, то может оказаться неприемлемым для другого. Заметьте, что в аскетических советах святых отцов отсутствует какой-то жесткий регламент и второстепенные детали, именно для того, чтобы человек, руководствуясь общими правилами, творчески осмыслил свой личный опыт и нашел бы свою тропинку в этом пути. Особой заботой святых отцов, в частности Игнатия Брянчанинова, было предостережение занимающихся молитвой от возможных ошибок, а далее, святые отцы говорили: молись и молитва сама научит. Правильно поставленная молитва изменяет самого человека и обостряет его духовное зрение. Здесь возникает особая чуткость к благодати, сопутствующей молитве, которая корректирует саму молитву. Большинство ваших вопросов в значительной степени зависят от индивидуальности человека, поэтому должно быть проверено личным опытом. Навязывать чужой опыт – не целесообразно.
Могу только ответить на последние ваши вопросы:
5. Спастись и погибнуть можно везде, но в миру трудно достигнуть глубоких степеней молитвы.
6. Христос значит «помазанник Духа Святого». По отношению к Иисусу Христу – обладатель полноты Духа Святого.
7. Молитва и исповедание помыслов – не одно и тоже. Но молитва способствует видению наших грехов и зарождению помыслов, поэтому молитва – главное средство для сохранения чистоты ума.
|