Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: О таинствах и обрядах Церкви



[23/03/2005] Александр спрашивает:

Здравствуйте отец Рафаил! Вы хорошо объяснили понятие обряда и символа в книге “Церковь и мир на пороге Апокалипсиса”, однако для меня остался невыясненным вопрос связи динамичности символа(обряда) с каноничностью. Одной из причиной старообрядческого раскола было догматизирование обряда. С одной стороны понятно, что как новые так и старые православные обряды равноспасительны, то есть обряд не теряет своего значения, как связи миров, от того креститься ли двумя или тремя перстами. С другой стороны, как Вы пишете:” сектанты стремятся утилизовать символ”, то есть существенное изменения обряда может привести к его утилизации, и святитель Феофан Затворник также пишет в письмах:”Некоторыми разностями в церковных порядках нечего смущаться. Оне всегда были позволительны, и по существу дела таковы. Грех только неблагоговеинство, а самые чины могут быть изменяемы все, кроме существенного в св. таинствах”(Том I. Письмо 214). Возникает вопрос: Чем определяется эта существенность в обрядах о которой пишет св. Феофан, касается ли она только таинств Церкви или все символы Церкви взаимосвязаны? Где граница когда обряд, как символ, теряет свое мистическое значение? И главное, насколько влияет внешнее выражение обряда на внутреннее его содержание? Спасибо


Архимандрит Рафаил отвечает:

Уважаемый Александр! Трагизм старообрядчества заключается в том, что этот раскол, сохранив смысл и букву обряда, при этом, законсервировав даже вкравшиеся ошибки, впрочем, непринципиальные, в тоже время, разрушил иерархическую структуру и противопоставил себя Вселенской Церкви. что же касается рационалистических сект, то они игнорируют мистическую глубину символа и стараются заменить его аллегорией, назидательным представлением, как воспоминанием, и проповедью, которая по отношению символу является не пояснением, а плоской заменой. Когда теряется экклезиологическое единство, то происходит ревизия каноники, поэтому, само старообрядчество разбилось на десятки течений, а в протестантских сектах произошла катастрофа в области догматики, где с изменением содержания разрушаются таинство и обряды. В Церкви может быть ухудшение обряда и устава, как, например, введение григорианского календаря или сокращение литургии, но обряды остаются спасительными в том случае, если через них действует благодать. Внутреннее проявляется во внешнем, а внешнее хранит внутреннее, поэтому нам дороги не только догматы, как основы вероисповедания, но каноника, как конституция Церкви, и обряды, как мистико-символический язык Церкви. Поэтому мы считаем реформаторство и модернизм врагами и разрушителями Церкви.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили