Вопросы и ответы: Общие вопросы
[10/01/2006] Максим спрашивает:
Здраствуйте о.Рафаил!
В знаменитых словах "Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее" часто стоит ссылка "жизнь", но почему тогда это слово не стоит в самом тексте, и какое слово было собственно использовано в оригинале? Слово "душа" действительно часто означало лишь некое отличительное свойство живого, но не является ли это в данном случае избыточным упрощением? У С.Л.Франка это место трактуется как результат грехопадения, что человеческое самодовлеющее "я" - не то существо, как оно было замышлено Богом.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Максим! Тот, кто живет ради себя, а вернее ради удовлетворения своих чувственных желаний и наслаждений, кто стал частью полуязыческого мира, кто занялся стяжанием временного и проходящего, тот отлучил свою душу от Бога, закрыл для нее божественный свет, и поэтому потерял душу для вечности. А тот, кто борется с эгоизмом и себялюбием, идет против похоти своей души, тот подчиняет душу духу, а дух – Богу, и поэтому сохраняет душу для Царства Небесного, которое начинается здесь на земле в богообщении. Франк, как и все философы, хотят сверхлогическое уместить на прокрустовом ложе логического, что само по себе является алогизмом, хотят заменить веру знанием, и в результате остаются без одного и другого. Что касается философских измышлений Франка, то христианство смотрит на это по - другому: я один и тот же, как личность до болезни, в болезни и после исцеления. Франк игнорирует тождество сущности человека на протяжении всей истории его существования, начиная с сотворения Адама и кончая Страшным Судом.
Через философию вы никогда не постигнете богословия. Философия имеет дело с систематизацией явлений, и их фантастических абстракций, религия – с причиной и целью вещей, которые даны в Откровении. Философия пользуется рассуждениями, и никогда до конца не остается последовательной и логичной, так как сама логика основана на спорных и невыясненных положениях. А религия – на созерцании сущностей вещей, а так как это доступно только душе, сублимируемой в аскезе, то полагает веру, как активный способ познания невидимого как видимого. Желаю вам помощи Божией в ваших поисках истины.
|