Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[05/01/2006] Елена спрашивает:
Здравствуйте о.Рафаил! Благословите.Сердечно поздравляю Вас с наступающим Рождеством Христовым.Спасибо за Вашу твердость в отстаивании Истины в наше лукавое время.Дай Вам Бог здоровья, духовной крепости и чистой молитвы.После прочтения ряда книг о.Серафима(Роуза) и архп.Аверкия(Таушева) резко обострилось недоверие к окружающим прихожанам и священникам, особенно тяжело читать официальную хронику МП(все пропитано духом апостасии).Кроме того появилось ощущение пустоты в храме, служба идет чинно, однако за ней ничего нет.Что это, результат моей греховной жизни или столь ярко описанное у Феофана Затворника внешнее Православие?Неужели все так далеко зашло и трагически прав архп.Аверкий!?Как же тогда спасаться, если в приходском храме пока не нашлось единомысленных ни прихожан, ни священников? Среди этих людей надо жить и им отдавать часть себя.Как не уйти в ложную самоизоляцию и не впасть в прелесть?Спаси Вас Бог.Прошу Ваших молитв.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Елена! Поздравляю вас с Рождеством Христовым! Желаю духовной радости! Мне кажется, что виноваты не столько люди, сколько общий дух времени, который искажает и подвергает коррозии менталитет людей. Беспрерывный поток информации начинает действовать с какой0то гипнотической силой на человека и он некритически воспринимает идеи и понятия, несовместимые с христианством. Либерализм – есть своего рода нравственная болезнь, которая все более заражает человечество. Но мне кажется, что впадать в уныние от этого не надо. Путь спасения открыт для всех; благодать, как и прежде обитает в Церкви, именно благодать – то главное, что мы должны искать в Церкви, а остальное – второстепенно. Конечно, тяжело, когда около нет единодушных сестер и братьев, а какой-то духовный вакуум, но я думаю, что может быть, мы пока не встретили их, а если будете молиться, то Господь и в этом поможет вам. Вы правы, что из-за слишком резкой критики можно попасть в другую ловушку – во всеотрицающий самоизоляционизм, который боится страха там, где нет страха. Большая разница между сохранением разумной дистанции и отвержением людей за их несовершенства и ошибки. Отец Серафим Роуз прошел через ад восточных, индокитайских религий; он глубоко оценил Православие, и обостренно, в хорошем смысле этого слова, защищает его. Разве можно не обостренно хранить свои глаза и не стараться как можно лучше защитить их от песчинок во время ветра? А чистота Православия – это чистота нашего духовного зрения. Но, в тоже время, у о.Серафима Роуза нет опьяняющего азарта борьбы, там – опыт, раздумье и трезвость. Он отрицает заблуждения и пагубную ложь с большой силой, но редко, когда отрицает человека, напротив, часто он старается его оправдать. Жалко, что духовный путь этого человека так рано оборвался и некоторые штрихи в его высказываниях и в его характере остались неясными. Советую вам заниматься Иисусовой молитвой – это защита от дурного влияния, это фильтр от духовной грязи, и это тот свет, который делает сердце человека способным отличить истину от лжи. Призываю на вас Божие благословение.
|