Вопросы и ответы: Общие вопросы
[03/01/2006] Владислав спрашивает:
Уважаемый Архимандрит Рафаил! В наше время агрессивного проникновения разврата и блудных, плотских страстей языческого толка во все сферы человеческого бытия, искусства, СМИ и бизнеса (через рекламу) особое значение приобретает вопрос Целомудрия конкретного человека. Прошу дать расширенное (если возможно) определение Целомудрия, как ориентир для жизни - где границы Целомудрия, как блюсти себя хотя бы в относительной чистоте в условиях грязи вокруг. С наступающим Рождеством Вас! Здоровья!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Владислав! Вас также взаимно поздравляю с наступающими Рождественскими праздниками! Слово «целомудрие» имеет два значения. Первое, как целостность и чистота душевных сил; второе, как добродетель, противоположная блуду, во всех его проявлениях, который больше, чем какой либо другой грех, кроме гордыни, загрязняет человеческое сердце и парализует духовные силы. Как сохранить целомудрие? Здесь необходимы два фактора: усилие человеческой воли - бдение над своей душой, и благодать Божия, которую святые отцы сравнивают с солью, предохраняющей гниение души от страстей. В поэме Гомера «Одиссея» есть эпизод, который христиане понимали символически. Одиссей, во время странствований, остановился со своими спутниками у колдуньи Кирки или Цирцеи, которая приготовила для них заколдованную пищу, превращающую человека в свинью. Одиссей узнав об этом не дотронулся до пищи, а его спутники, жадно набросившись на снедь, превратились в грязных животных, которых колдунья заперла в хлев. Пища, которая превращает людей в животных, которая убивает их дух, гипертрофируя страсти и темные инстинкты, и делает человека патологически сексуальным существом, - это порнография, от которой должен всячески уберегаться христианин. Хранение пяти чувств – один из принципов аскетизма. Праведный Иов говорил: «Я положил завет с веждами своими, чтобы не смотреть мне на девицу», так праведный муж был осторожен, и следил, чтобы страсть как вор не вошла в незапертую дверь его души. Поэтому первый способ борьбы за целомудрие внимание к внешним впечатлениям – информации, которую получает человек. Но оказывается, и этого мало. Первородный грех сделал страсть и похоть внутренними факторами нашей душевной жизни, которые индуктируют и гипертрофируют внешние картины и впечатления. Значит, вторая задача – это очищение души, уже с рождения пораженной грехом. Здесь необходима молитва и стяжание благодати; здесь для нас крайне ценен аскетический опыт святых отцов. Поэтому я советую вам постоянно читать второй том Добротолюбия, особенно борьбу со страстями по святым Иоанну Кассианину, Ефрему Сирину и Иоанну Лествичнику. Помоги вам, Господи.
|