Вопросы и ответы: Общие вопросы
[23/03/2005] Геннадий спрашивает:
Blagodariu Vas. Chto do Pushkina, to, konechno, ob etom posmertnom "votserkovlenii" rasprostaniat'sia ne prikhoditsia. No i "mysl' o smerti neizbezhnoi" - iz chernovika "Brozhu li ia vdol' ulits shumnykh" - presledovala ego otniud' ne tol'ko posle kutezhei - kotorykh k kontsu 1820kh godov bylo vse men'she, i kotorykh on sobstvenno stydilsia -" i s OTVRASHCHENIEM chitaia zhizn' moiu..." On dvazhdy byl v 80 verstakh ot Sarova, pri zhizni prep. Seraphima, o kotorom veroiatno ne znal nichego reshitel'no, a kogda by i znal, edva li poekhal by. Stikhi v konechnom schete vzdor, no mne poroi prikhodit na um, chto esli b on ikh ne pisal, to kto by teper' pominal dushu usopshego r.B. Aleksandra? A tak - m.b. kto i pominaet. On ved' umer posle ispovedi, eleo-pomazania, i prichastia. Prostite eto neproshenoe mnogoslovie. Proshu Vashikh sviatykh molitv. Vash o Gospode, Chtets Gennady St Louis, Missouri, USA
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дорогой Геннадий! Пушкин умер в покаянии, но причина смерти была дуэль и он будучи смертельно раненным, старался ответным выстрелом убить Дантеса. Раз он умер в покаянии, то суд над ним уже принадлежит Богу. По моему мнению, христианам не следует идеализировать образ Пушкина, для того, чтобы считать его своим союзником, или говоря более прямо, погреть руки около огня его славы. Он живет в памяти истории не как личность, а как высоко талантливый поэт, но мог бы христианин, без угрызнения совести, подписаться под его сочинениями?
|