Вопросы и ответы: О внутренней жизни
[28/12/2005] Елена спрашивает:
Господь всемогущ и всеблаг. Но почему Он дал людям путь спасения скорбями? Отвечают: чтобы не нарушить нашу свободу. Но раз Он может ВСЕ, то мог бы и спасти без скорбей, не нарушая свободы, и, во всяком случае, исключить возможность погибели для тех, кто спастись хочет. И, кстати, какая же это свобода, если человек не хочет страдать, а должен выбрать: тут терпеть или вечно мучаться. (Я православная, хожу в храм регулярно и давно, "стандартные" ответы на этот вопрос знаю и задаю его в надежде побороть помыслы, которые меня периодически одолевают).
Архимандрит Рафаил отвечает:
Елена! Господь всемогущ и всеблаг, и именно поэтому Он выбирает наилучшее для человека, и не может заменить его менее совершенным. Кто задает подобные вопросы, забывает такой универсальный факт, как грех, поразивший все человечество. Поэтому, нередко, во время внешнего мира и благополучия, начинает происходить внутреннее гниение человека и забвение вечного, - тогда скорби отрезвляюще действуют на него и являются не злом, а благом - средством спасения. Господь ставит человека в различные житейские ситуации, однако, не делая за него выбора. Поэтому человек может принять или отвергнуть то, что дает ему Господь. Вы волю путаете с желанием, и считаете, что если желание неисполнимо – значит воли не существует. Попробуйте бороться со своими страстями, воздерживаться от греха и упражняться во внутренней молитве, и вы обнаружите саму себя не такой, какой представляли раньше, и увидите, что мерзость греха гораздо страшнее всяких скорбей, как внешних, так и душевных. Обычно такие вопросы задают люди, которые ищут в религии не вечного спасения и богообщения, а дополнительную страховку и гарантию своего земного благополучия. Это дух гуманизма, который не может понять тайну Креста и примириться с ней; он хочет дарового Воскресения, но без Распятия, для него Голгофа – не центр спасения, а пугающая картина. Если бы гуманисту была бы дана столетняя жизнь на земле, исполненная всех чувственных удовольствий, то он не поблагодарили бы Бога, а сказал бы с негодованием: «Если Бог всемогущ, то почему я должен умереть!», не понимая, что в христианстве сама смерть – есть рождение в истинную жизнь. Уже апостол Павел писал, что для языческого разума учение Христа, а особенно Крест Христа, представляется как безумие, но в этом «безумии» – высшая мудрость мира. И в страдании и в смерти – зачатки вечной жизни. Помоги Господи вам, и вашим близким.
|