Вопросы и ответы: О покаянии и исповеди
[16/12/2005] Фотиния спрашивает:
1.Я не совсем понимаю про освобождение от греховного прошлого.Даже если я избавлюсь от напоминающих его вещей,перестану встречаться с людьми,с которыми оно связано,то,вставая на молитву,я всё равно пытаюсь вызвать покаянные чувства,а они сопряжены именно с моим прошлым,т.к. сейчас уже нет таких грехов,которые бы я так оплакивала.Даже если мой грех прощён Господом в Таинстве покаяния,я сама не могу себе простить грех аборта,например,и каюсь в этом вновь и вновь...Как иначе вызывать чувства своего ничтожества перед Создателем? 2.У меня есть шанс спастись:я стремлюсь к этому всей душой,стараюсь часто приобщаться, молиться и т.д.,но справедливо ли мне уповать на спасение,если я лишила такого шанса убиенных в утробе младенцев своих?Может ли мать-убийца,хоть и раскаявшаяся,радоваться,находясь /условно/ в обителях Рая,тогда как дети лишены не только этой радости,но даже и Света Божественного,а ведь они не виноваты... Или,может,от духовной меры матери будет зависеть и милосердие Божие в отношении младенцев?Храни Вас Бог, о.Рафаил!Ваши ответы и доступность получить их так радуют,что я дерзаю спрашивать вновь и вновь... Благословите!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Фотиния! 1. Покаяние должно быть сопряжено с надеждой на спасение. Иуда, исповедав грех, отчаялся и поэтому погиб. Поэтому берегитесь, чтобы неправильное покаяние не привело бы вас в состояние уныния и безвыходности. 2. Первым в рай вошел разбойник, чтобы открыть людям милосердие Божие, и утешить нас грешных. В како-то мере от вашей жизни и добрых дел зависит милосердие Божие по отношению младенцев, но крещение оно заменить не может. Самое главное, что ваши дети не будут в огненной геенне, не испытают мучений, и будут получать от Бога некое утешение неизвестное нам. В житии Василия Нового описано сновидение инока Григория о Страшном Суде и участи грешных. Там написано, что некрещеных детей Господь отошлет от Себя на запад, но даст им некую милость.
|