Вопросы и ответы: Общие вопросы
[12/12/2005] р.б Андрей спрашивает:
О.РаФаил! Как православная Церковь относиться к философии Рене Декарта-"картезианству"? Что можно сказать о его главном тезисе "Cogito ergo sum"? Я очень ценю его вклад в философию и явлаюсь поклонником его философии,но хотелось бы узнать насколько его взгяди соотвествали христанскому возрению на мир.На мой взгляд, много чего из его философии можно было бы использовать в наш век сомнений и скепсиза.
В ХР.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Андрей! У меня ограниченные знания философии, но отвечаю, как умею. Православная Церковь не привязана ни к какой философской системе, так как в основе веры лежит Откровение, а в основе философии – рассуждение, инструментом которого является логика. Даже философия интуитивизма основана вовсе не на интуиции, а на логической обработке материалов для того, чтобы составить систему на уровне рефлексии. Нет ни одной философской системы, которая могла бы назваться православной. Что касается главного тезиса Декарта «Я мыслю, значит, я существую», мне кажется, является сам по себе аксиоматичной: сказуемое не бывает без подлежащего, а предикат без существительного. То, что очевидно и понятно ребенку, философы хотят облечь в форму великих открытий. Против кого направлен этот тезис? Против солипсизма, который все-таки признает сознание, как факт, или против скептицизма, который неизбежно ведет к самоотрицанию – не понятно. Большинство философов всех направлений признают объективность человека и внешнего мира. Поэтому я не знаю, против каких сомнений и скепсисов он может быть употреблен в настоящее время. Декарт составил четыре правила правильного мышления: 1. «Считать истинным то, что является духу ясным и очевидным». Но, во-первых, он дух отождествил с рассудком, и поэтому впал в безысходный рационализм, хотя и допускал врожденные идей, которые опять- таки входили в поле этого рационализма. Затем, то что кажется одному ясным и очевидны, вовсе не кажется таковым другому, поэтому ясное становится спорным и очевидность покрывается туманом. 2. «Каждую проблему расчленять на составные части, до возможно большего количества». Но предел этому расчленению не предвидится, и такой опыт анализа представляется всегда незаконченным. Современная квантовая механика поставила перед аналитическим способом еще одну проблему: микрочастица вообще исчезает и на ее месте появляется другая, с иными характеристиками. 3. «Надо идти от простейшего к сложному». Но, увы, самое простейшее уже является сложным, с неопределимой внутренней емкостью. 4. «Надо иметь в виду полноту частей деления». На самом деле, целое больше суммы его частей. Философия стремится заменить веру знанием, хотя в своих постулатах она сама основана на вере. И сама философия в целом похожа на строительство вавилонской башни, которая по замыслу ее архитекторов должна была достигнуть небес, но все время рушилась под собственной тяжестью.
|