Официальный сайт Архимандрита Рафаила КарелинаОфициальный сайт архимандрита Рафаила Карелина
 
На этом сайте вы можете задать вопрос о.Рафаилу и в течение некоторого времени получить на него ответ
Выберите тему вопросов:
Поиск по разделам сайта:
Подписка на новости:
 
Об авторе
Статьи 226
Вопросы и ответы 6336
Православный календарь
Книги 54
Последние книги

Книга архимандрита Рафаила Книга Екклесиаста. ТолкованиеКнига Екклесиаста. Толкование

Книга архимандрита Рафаила Встреча с прошлымВстреча с прошлым

Книга архимандрита Рафаила Кратко о бесконечномКратко о бесконечном

Вопросы и ответы: Общие вопросы



[10/12/2005] Андрей спрашивает:

О.Рафаил! Были ли в Византии написаны величественные произведения мировой литературы подобно работам Гомера,Софокла,Эсхила и т.д.? На мой взгляд достижения античной литературы и в целом ее культуры превосходят все позднешие периоды истории(не имею виду этическую и нравственую сторону того времени) Богословская мысль среднивековия была гораздо глубже чем в античные времена,но значит ли это что эпоха Средневековия,я имею виду Византийскую культуру отстовала от античного мира в других областях култ.жизни? Каких визатийский авторов вы бы посоветовали почитать что бы ознакомиться с богаством византийской культуры?
Андрей


Архимандрит Рафаил отвечает:

Андрей! Преимущественно в Византии была создана церковная гимнография, с которой не может сравниться по духовной глубине поэзия античного мира. Что же касается красоты слога, то гимны святых Ефрема Сирина и Симеона Нового Богослова по своей поэтичности и изяществу стиля превосходят монументальные произведения античности, написанные в черно-белых красках, где сюжет превалирует над внутренним миром его героев. Я уже не говорю о том, что византийская духовная поэзия сияет отблесками фаворского света, а в «Илиаде» и «Одиссее» - невозрожденные земные страсти. Даже красноречие языческих ораторов Демосфена и Цицерона вряд ли можно сравнить с богатством образов и красотой речи святого Иоанна Златоуста. Я посоветовал бы вам прочитать Климента Александрийского, Мефодия Патарского, проповеди Иоанна Златоуста и стихотворения Григория Богослова, а также все творения святых Ефрема Сирина и Симеона Нового Богослова. Чтобы воспринять мир византийского искусства надо жить в традициях этого мира, надо утончить и очистить свои чувства, иначе даже страницы книг византийских мистиков закроются перед нами, как листки мимозы от неосторожного прикосновения. Античное языческое искусство можно рассматривать визуально и переживать на душевно-страстном уровне. Оно детски примитивно; там динамичность сюжета при психической статике персонажей. А чтобы увидеть красоту византийского искусства, надо преобразить в аскезе и молитве свою душу.



« Предыдущий вопрос Следующий вопрос »
 © 2003—2024 «Архимандрит Рафаил (Карелин)» Разработка: Миша Мчедлишвили