Вопросы и ответы: Общие вопросы
[01/12/2005] Сергий спрашивает:
Здравствуйте, отец Рафаил. Вчера полностью прочел Вашу критическую статью в адрес Алексия Осипова о возможности спасение "христиан до Христа". Потом прочел обстоятельный, добросовестный отзыв Зайцева. Я журналист по профессии. Привык к точности в фактах, в корректности их изложения. Ваша работа мне показалась более идеологической агиткой, чем серьезным научным трудом. Ап. Павел, чекто и ясно говорит, что у язычников Закон написан на скрижалях сердца и что они не имея писаного Закона (как имели иудеи) сами себе Закон. Потом есть слова ап. Петра о проповеди Иисуса духам в аду. Ваша статья эти цитаты обошла стороной, а без них Вы Осипова выставили эдаким чудовищем, богохульником и тд. Прочитал я и саму статью Осипова - и ужаснулся: если бы я так рассказывал об опонентах в своих журналистских материалах как это делаете Вы, то, простите, я из судов за клевету не вылазил бы. Вы, просто, простите, говорите о нем заведомую неправду, перекручиваете его слова. Наример в вопросе о хуле на Духа Святого. Кто не сможет ознакомится с оригиналом книги Осипова - Вам поверит и смутится. А кто проверит, как это сделал я, тот уже возмутится: БЕССОВЕСТНО ТАК ПОСТУПАТЬ КАК ЭТО ДЕЛАЕТЕ ВЫ.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Здравствуйте Сергий! Если вопрос о возможности спасения вне христианства и о крещении в аду вас так заинтересовал, то почему вы не потрудились прочитать мой ответ Зайцеву, имеющийся на моем сайте? По тону статьи не трудно определить, что вы журналист. Для журналиста боевитость это необходимое качество, а для современного журналистского жаргона такие слова, как «бессовестный» уже звучат как ласка. Рад вашему сообщению, что вы не были судимы за клевету, и не стали завсегдатаем судов, надеюсь, что это не случится в будущем. Если бы журналистов за клевету судили, тогда надо было бы построить для них специальную интеллектуальную тюрьму. Кроме журналистского задора, следовало бы вам еще иметь богословские знания, хотя бы на уровне катехизиса.
Теперь отвечу на возражение, которое нашел в вашем письме среди охов и восклицательных знаков. Вы пишете: «Ап.Павел, четко и ясно говорит, что у язычников Закон написан на скрижалях сердца и что они не имея писаного Закона (как имели иудеи) сами себе Закон. Потом есть слова ап.Петра о проповеди Иисуса духам в аду».
Ветхозаветная Церковь началась со времен Адама, которому было дано обетование о пришествии Спасителя. В этой Ветхозаветной Церкви пребывали древние праотцы и праведники. Уже дети Адама совершали ритуальные жертвоприношения Богу. Язычество это деформация и потеря древнего адамова Предания, обогащенного божественными заветами с Ноем и Авраамом. Язычники потеряли первоначальное Предание и заменили его мифологией, в котором сохранились только отдельные элементы предания. Особенно затемнено и исковеркано было обетование о Мессии. Место Бога заняли лжебоги, а духовная ложь – это демонизм. Язычники потеряли правильные религиозные понятия, но закон совести, хотя и подавленный позднейшими наслоениями племенных и родовых обычаев и правил, все-таки оставался в их сердцах. И, поэтому, мы видим в язычестве спорадические проявления добра, которые представляли из себя как бы вспышки света среди тьмы. Во избежании окончательной потери Предания иудеям дан писанный закон, который регулировал все стороны их религиозной и общественной жизни. Главным стержнем Ветхого Завета было учение о Мессии - о Искупителе, Избавителе и Спасителе, без Которого примирение с Богом и победа над грехом одними человеческими силами не возможны. Члены Ветхозаветной Церкви спасались верой в Мессию, нравственными заповедями и исполнением ритуалов, которые имели прообразовательное значение, то есть, оживляли их веру в Мессию. Нравственность – необходимое условие для религиозной жизни, но оно не является единственным условием для спасения. Спасают человека не его добрые дела, а Христос, образ Которого мистически запечатлевается в душе человека. Спасет вера, проявляемая через дела любви. Закон совести давал возможность язычникам, услышав проповедь Христа, принять Его и стараться жить согласно новому благовестию. Язычники, умершие вне христианства, не могли очиститься от первородного и личных грехов, не могли освободиться от демонического плена, не могли светом Логоса просветить тьму и хаос своей души. Но язычники будут судиться по закону совести, будут судимы, то есть получат должное возмездие за свои дела, в том числе некую награду за добро, но не получат самого главного – вечного богообщения. «Вне Церкви нет спасения» - это догмат, в который непоколебимо верили все святые Православной Церкви. От апостолов осталось изречение: «Кому Церковь не мать, тому Бог – не Отец». Церковь имеет два аспекта своего бытия: торжествующая – Небесная Церковь, и земная – воинствующая Церковь. Осипов, Зайцев и другие модернисты, чтобы прикрыть вопиющее противоречие между учением Церкви и их фантазиями, придумали еще третий аспект Церкви, неизвестную в христианской догматике - «церковь в аду», которая вообще делает ненужной Церковь на земле. Они учат, что язычники принимают благовестие Христово и крещение «в аду – непосредственно от Самого Христа» (Зайцев А.А. «Расспроси ближнего…) 40стр.). далее Зайцев поясняет: «Православное понимание спасения как синергии (соработничества, сотрудничества) Бога и человека применимо в равной мере и к тем людям, которые были оглашены, крещены и спасены Христом (возможно, что и через посредство апостолов, как это показано выше) уже после их смерти». (там же, стр.42).
В Византии и древней Руси существовал апокриф «Хождение Богородицы по мукам». Сюжет его заключается в том, что Богородица приходит в ад, и сжалившись над грешниками, выводит их оттуда. Этот апокриф был осужден и отвергнут Церковью, как внушающий ложную надежду на спасение без обращения к Христу и покаяния на земле. Теперь Осипов с учениками сочинили более грандиозный апокриф: Христос встречает души грешников и незнавших Его в аду, крестит их и посылает в рай. Даже те, кто остались в аду, по своему желанию и воле всегда могут выйти из него. Вот слова Зайцева: «Поэтому и после Его сошествия во ад двери ада могут быть заперты, - но заперты только изнутри, - самими его обитателями…И мы имеем все основания утверждать, что в аду после сошествия туда Христа остались и остаются только те, которые сами не захотели из него выйти». (там же, стр.42-43).
Итак, на протяжении почти двух тысяч лет, со времени Распятия, сошествия во ад, и Воскресения Христа, в геенне находятся только те, кому сама геенна огненная нравится…
Что касается «миссионерской церкви в аду», где совершаются оглашение и крещение, то в таком случае неверующие и некрещеные имеют преимущество перед христианами – их спасение более гарантировано. Зачем нужно крещение здесь на земле, если можно получить самое элитарное крещение в аду от Самого Христа и сразу же войти в небесное царство?!
Свое письмо вы заканчиваете словами – грозными и четкими как приговор трибунала: «БЕССОВЕСТНО ТАК ПОСТУПАТЬ КАК ЭТО ДЕЛАЕТЕ ВЫ», то есть упрекаете меня в бессовестности. Не смею спорить: каждый грех это грех против совести, а у меня грехов достаточно. Но бес, искушавший древних гностиков, Оригена, и обновленцев различных цветов и мастей, своим учением о всеспасении, чтобы люди не слишком страшились ада, - это бес гуманный, бес – совестный, и возможно, вы, под влиянием этого совестного беса написали свое письмо.
Что же хочет этот совестный бес? – Создать комфортное христианство, с догматическим и нравственным минимализмом, создать иллюзию всеспасения и на место Бога поставить человека.
|