Вопросы и ответы: Современные проблемы Церкви
[15/11/2005] священник Димитрий Пашков спрашивает:
С большим сочувствием отношусь к Вашей борьбе с "ниспровергателями авторитетов". Но зачем Вам прибегать при этом к догматически сомнительной риторике св. Илариона, например - "Христа нет без Церкви" (= "Бога нет без верующих в Него людей", а также = "Таинства совершаются Церковью, а не Богом")? Кроме этого, позвольте искренне пожелать Вам выверять собственные тексты. Lapsus linguae наподобие "В его теологии перевес явно был на стороне капофатики (? - апофатики или катафатики?)" дают им лишнюю возможность посмеяться над нами.
Разделяете ли Вы мнение архиеп. Илариона Верейскаго о недействительности Таинств вне Православной Церкви (крещения, миропомазания, священства - прежде всего,якобы восполняющихся "икономически" при приеме в нее)? Благодарю за возможность задать Вам вопрос.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Дорогой о Господе отец Димитрий! С удовольствием принял ваш разумный совет – быть корректором собственных текстов, во избежании грамматических ошибок, над которыми могут посмеяться те, кто не найдет для смеха более серьезных причин. Дорогой отец, я не могу отделить Таинства от общины, где совершаются эти Таинства, и от тех людей, которые принимают эти таинства. Если в общине нет благодати, значит, таинства безблагодатны. Если православный принимает таинства в инославной общине, то он уже включается в духовное поле этой общины, и должен возвратиться в Православие через покаяние. Что касается святого Илариона Троицкого, то вы правы в том, что я должен был более конкретно указать, в чем я согласен с ним, хотя к такой риторике, которую вы приписываете мне, никогда не прибегал, а привел в своем ответе Зайцеву альтернативные тексты из трудов св. Илариона по отношению к тем текстам, на которые ссылались ученики г-на Осипова. Теперь же я имею случай сказать, что всего богословского наследия св. Илариона я никогда не принимал и не принимаю. Позвольте выразить вам благодарность за ваше письмо.
P.S. Цитаты приведенные вами из св.Илариона, были неизвестны мне, и кажутся какой-то рок-музыкой в богословии, с вывертываниями мелодий или данью революционному времени. Я считаю их несовместимыми с православным учением. Теперь мне становится яснее, почему святитель Иларион присоединился в свое время к требованию отставки святого патриарха Тихона.
|