Вопросы и ответы: Общие вопросы
[11/11/2005] Вениамин, священник спрашивает:
глубокоуважаемый о. Рафаил
в Ваших книгах вы пишете о шутках очень категорически отрицательно. меня этот вопрос смущает т.к. я сам имею слабость в этом отношении и употребляю иногда шутки в отношении с прихожанами. то же видно у оптинских старцев и в некоторых Ваших ответах. не могли бы вы сформулировать грань. простите. я задаю этот вопрос не в виде скрытой критики, а действительно желая в нем разобраться получше
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый отец Вениамин! Святой Иоанн Златоуст, перечисляя грехи словом, упоминал о том, что смех, как ложь и брань, оскверняет уста человека, и, говоря о молитве после смеха и шуток, сравнивал наш язык с грязной рукой, которой мы касаемся святыни. Святой Григорий Богослов отзывался об этом более мягко; он говорил, что в шутках должно быть некое простодушие, как у старца, который говорит с малым ребенком. Эта детскость делает шутку беззлобной. По отношению к еретикам некоторые из святых отцов, например, святой Григорий Палама и, отчасти, Григорий Богослов, употребляли иронию как оружие, чтобы показать нелепость и ложь их суждений. Такая ирония оправдана ревностью по Богу и православной вере. Что касается оптинских старцев, то под шуткой у них часто скрывалось обличение человека в его тайных грехах, а нередко - прозрение будущего. Некоторые из оптинских старцев иногда прибегали к юродству, мастерили детские игрушки и т.д. но, все это имело иносказательное значение. Надо следить за своим сердцем, что проявляется в нем при, казалось бы, в невинной шутке: детскость или дикость – унижение человека. Но и шутками, хотя бы внешне добродушными, увлекаться не надо, так как наш ум будет по привычке строить смешные или парадоксальные комбинации, даже во время молитвы. Мне кажется, что на шутки надо смотреть как на алкоголь: чем меньше и реже его употреблять, - тем он полезнее для здоровья. Прошу ваших святых молитв.
|