Вопросы и ответы: Общие вопросы
[10/11/2005] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1.Изменяется ли душа по мере взросления человека? Или же она дается младенцу уже "взрослой", какой бывает во время кончины? Смотрел по этому поводу работу святителя Игнатия (Брянчанинова) "Человек", но ответа не нашел.
2. В руки попала монастырская православная газета "Ковчег", изданная в Краснодаре. Весь выпуск посвящен проблеме телегонии. Суть - "дети обязательно родятся похожими на того, кого она (мать-Ю.) полюбила в первый раз". Сохранение девственности до брака очен важно, но вряд ли стоит именно так резко говорить об этом. Сколько мужей,взявших в жены недевственниц, прочитав эту газету (тираж 20 тысяч), станут с пристрастием присматриваться к своим детям. Мира в семьях не добавится. А может быть, это вообще бред, а не наука? Разъясните, батюшка.
3. Сегодня некоторые газеты и издательства ревностно относятся к написанию приставки "бес", предпочитая писать "без": безсовестный и т. д. Понимаю, что верный в малом, будет верен и в большем, но тот ли этот случай, когда мелочи важны?
Спасибо.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Юрий! 1. Изменяется не природа, а состояние души. Совершенная человеческая душа дается не только младенцам, но и эмбриону. В процессе жизни раскрываются способности души, определяется ее нравственный настрой и т.д. развивается личностное начало, но не природа души: она не растет как тело с годами, и не увядает к старости. Поэтому человек осознает себя во всех возрастах единым существом. 2. Кинологи говорят о том, что потомство собаки, сколько раз она не ощетинилась, имеет зависимость от первой случки. Возможно, что газета "Ковчег" имела своим корреспондентом кинолога. Ни один из святых отцов не выражал подобной "наукообразной" провокации. К девственности до брака должна стремиться каждая христианка, но не менее важно, чтобы к ней стремился также и мужчина. Только перед браком женщина, не сохранившая девственность, должна честно признаться в своих бывших связях перед будущим супругом. Но, если он берет ее в жены, то потом не должен упрекать ее за это, ревновать и подозревать, то есть, мучиться сам и мучить другого. 3. Думаю, что это фарисейский формализм. Как в таком случае писать "небеса", - "небеза", что ли? или, часто повторяющееся в молитвах слово "чертог", - неужели "чердок", чтобы выгнать из слова черта? Мне кажется, что это похоже на бой Дон-Кихота с мельницами, которых он принял за великанов. Призываю на вас Божие благословение.
|