Вопросы и ответы: Общие вопросы
[23/03/2005] Виктор спрашивает:
Батюшка благословите! Можно ли узнать Ваше отношение к православной психологии? Я всегда считал, что единственным психотерапевтом для православного может быть батюшка, а единственная психотехника это покаянная молитва. Может я слишком категоричен в свем суждении? Спаси Вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Виктор! Я вполне согласен с вами, что христианской психологии, как предмета, не существует. Психология - это система, а человеческая душа неизмеримо шире и глубже каждой системы. Великий Сократ всю жизнь стремился познать себя самого, но без благодати Божией не смог сделать этого, и его аналитический рассудок вращался на поверхности рефлексии. Только святые отцы, через молитву и аскетизм, могли в какой-то степени, проникнуть в тайники человеческой души. Психология изучает отдельные душевные проявления, игнорируя душу человека как субстанцию. Между тем, душа это предмет веры, а не науки. Психология бессильна проникнуть в ту высшую область человеческой души, которая обычно называется духом. Поэтому, представления психологов о религиозной жизни, основанные на данных психологии, весьма примитивны и искажены. Если же психолог православный христианин, то он черпает сведения о религиозной жизни человека не из психологии, а из христианской аскетики и личного опыта. Христианство – это вера, основанная на откровении, а всякая наука основана на человеческом наблюдении, поэтому говорить о христианской психологии, по-моему, также не оправдано, как говорить о христианском естествознании или биологии. Лучшее, что может сделать верующий психолог, это объяснить пациенту порочную сущность современного психоанализа, ложность концепции ведущих психологов, и затем направить своего пациента в церковь. Мне кажется, что в вашем вопросе уже заключался ответ, и мне остается только выразить свое согласие с ним.
|