Вопросы и ответы: Общие вопросы
[22/10/2005] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил!
1.Многие сейчас увлечены «Молитвой задержания». Мне она кажется несколько искусственной, состоящей из разнородных фрагментов. Помогите разобраться.
2. У нас в Курске поставили памятник батюшке Серафиму (в монастыре Коренная пустынь) и архимандриту Ипполиту (был настоятелем Свято-Николаевского монастыря, 16 лет на Афоне). Батюшке Ипполиту поставили памятник на территории… санатория. Мода на памятники святым - по всей России. В Ваших книгах есть фрагменты, посвященные скульптуре. Из них я уяснил, что это все-таки не кощунство. Стал еще интересоваться, и в интервью с одним из скульпторов натолкнулся на такое: «в грузинских храмах есть очень высокие образцы скульптуры. Традиции, которые пришли из Византии в Грузию дали прекрасные образцы скульптуры». Если можно, несколько слов об этом или совет – что почитать по теме. Можно ли сегодняшнее увлечение скульптурой отнести к процессу секуляризации Церкви? Скульптура святому на площади и в храме – это разные вещи?
Спасибо. Простите, что беспокою Вас вопросами, весьма далекими от дела спасения. Ум, наверное, еще долго будет метаться в поисках «пищи» для себя.
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Юрий!
1. Мне неизвестно происхождение молитвы о «задержании»; я предпочитаю молитву «Да воскреснет Бог».
2. Героям истории можно воздвигать памятники именно как память, потому что их подвиги принадлежат земле. Святых надо почитать через их иконное изображение, так как они принадлежат вечности; а памятник не отражает в себе тайны преображения. В грузинских храмах много прекрасных барельефов, но скульптур святых нет; об этом вы можете получить подробные сведения в трудах академиков Амиранашвили и Чубинашвили, имеющихся на русском языке. Скульптурные изображения святых характерны для католической церкви именно из-за ее оземленности. Скульптура святому на площади – профанация; скульптура святому в храме – модернизм и разрушение литургического предания. Призываю на вас Божие благословение.
|