Вопросы и ответы: Богословские вопросы
[19/10/2005] Юрий спрашивает:
Благословите, отец Рафаил! Вы пишите, что "Христианину светская литература не нужна". Согласен, но до Христианина еще бы дорасти. Да и Ваши книги свидетельствуют, что Вы очень хорошо ориентируетесь в литературе. Как Вы оцениваете шеститомный труд Михаила Дунаева "Православие и русская литература" (я знаком с тремя томами, но никак не могу сформуливать свое отношение к этой работе)? Отец Андрей (Кураев) часто цитирует Льюиса и Честертона. На Ваш взгляд - это христаинская литература или нет? Прочитал две книги отца Александра (Шмемана), "Записи" отца Александра (Ельчанинова). И так получилось, что "параллельно" читал "Философские пропасти" Иустина (Поповича)и "О молитве" архимандрита Софрония. Обратил внимание, что, несмотря на все уважение к батюшкам и согласие с ними во многом, их книги все-таки как-то тревожат, хочется что-то кому-то доказывать, появляются вопросы, своя точка зрения и т. д. А вот при чтении двух последних книг внутреннее состояние прямо противоположные - тишина вселяется внутрь, даже движения и поведение твое становится иным - спокойным. Это субъективные ощущения или же все от того, что во втором случае авторы - монахи?
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Юрий! Труд Михаила Дунаева я не читал, поэтому не могу оценить его. Мне кажется, что всегда надо учитывать к какой аудитории обращается автор, и какие задачи преследуют его произведения. Может быть труды Михаила Дунаева, а также книги Шмемана и Ельчанинова являются мостиком для перехода к чтению духовной литературы, имеющей под собой личный аскетический опыт автора, как "Философские пропасти" архимандрита Иустина Поповича, и произведения архимандрита Софрония; а те, в свою очередь, ступенью к чтению святоотеческой литературы. Слишком большой разрыв между жизнью современного общества, в частности интеллигенции и творениями святых отцов. Может быть, из тьмы к яркому свету надо идти через разряженный и тусклый свет. Здесь каждый должен выбирать пищу по своему духовному возрасту. Но есть одно общее правило: чтобы понять духовную литературу, нужно изменять свою жизнь, и стараться посильно исполнить то, о чем учат святые отцы, иначе, в творениях святых отцов мы будем видеть искаженные рефракции. Вы также правильно отметили, что творения подвижников несут на себе особую благодать, как будто страницы этих книг помазаны миром. Когда автор пишет только предполагая, как бы забегая вперед своим рассудком, неподкрепленным внутренним духовным опытом, то читателю передается какое-то неопределенное тревожное чувство; а подвижник делится с другими тем, что видел сам. Поэтому, святоотеческие книги вызывают у нас чувство достоверности и спокойствия. Призываю Божие благословение.
|