Вопросы и ответы: Общие вопросы
[18/10/2005] Светлана спрашивает:
Здравствуйте, уважаемый батюшка! Хочу задать Вам два вопроса. Прочитала Вашу статью "Скрытый демонизм", была удивлена Вашими резкими суждениями о литературе. Сложилось впечатление, что Вы отрицаете важность и нужность изящного искусства. Если так, зачем человеку таланты? (Я имею в виду те случаи, когда человек служит талантом Богу, как Достоевский, о котором Вы также высказались нелестно).Второй вопрос касается того позора, который переживает сегодня Православная Грузия. Как Вы относитесь к этому, делаете ли Вы что-нибудь, чтобы противостоять злу? Я имею в виду публикации, выступления, проповеди и т.д. Спаси Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Светлана! 1. В статье "Скрытый демонизм" я писал о каналах демонизации общества, которые проходят через искусство и литературу, поэтому она имеет свою специфику, а не является справочным пособием по истории литературы. Вопрос о эстетическом значении литературных произведений, не входил в парадигму моей статьи. Что касается моего "нелестного" отзыва о Достоевском, то слово "нелестное", в прямом семантическом значении означает "нелживое", что вам как любительницы литературы следовало бы знать. Достоевский талантливо писал о том, что пережил сам. Его критика атеизма отличается необычайной глубиной и проницательностью, но у него не было личного опыта христианского аскетизма, и даже высокой евангельской нравственности, поэтому он не мог создать образ христианского подвижника в своих произведениях. Он писал свои книги на душевном уровне, писал искренно, но на духовный уровень он подняться не мог, и я думаю, что чувствовал это сам, и поэтому много вычеркнул из романа "Братья Карамазовы". Его христианские герои не живые люди, а тени, вызванные из небытия его измученным воображением. Старец Зосима выступает как резонер, с каким то своеобразным и странным христианством, можно сказать "космическим" христианством, как поклонению "матери – Земле", и всему живущему на ней. Здесь Достоевский народную святость подменяет тонким язычеством, как отголоска древней Руси. Что касается Алеши Карамазова, то это монах - шатайка, который не может ужиться в монастыре и бродит по белу свету. Думаю, что сам Достоевский не вполне понимал, зачем человеку, сострадающему людям, находиться в монастыре, и что он будет делать полезного в своей одинокой келлии. Мне кажется, что Достоевский похож на колокол, который зовет людей к Богу, но сам так и остался у ворот храма.
2. Теперь я хочу коснуться второго вашего вопроса. О каком позоре Православной Грузии пишете вы? Известно ли вам, что Грузия в течение многих веков была островом Православия на Ближнем Востоке в море языческого, а затем мусульманского мира, и сохранила христианство ценой страданий и крови? Вы пишете о "позоре Православной Грузии", но разве есть случаи, когда русских, татар, или негров убивали бы на улицах из-за их национальности, как в некоторых странах? Мне кажется, что вы смотрите глазами дешевых репортеров, которые обливают грязью не только Грузию, но и Россию, в которой они живут. Они больше виноваты в том, что вы, возможно, даже хорошо не осознав это, иронически отзываетесь о Православной Грузии. Господь Судья истории всех народов; а если мы считаем себя православными, то должны молиться друг за друга, и не терять главное достояние христианства – любовь.
|